Церковь. С сер. 4 в. христианство стало гос. религией. Возникали монастыри, широко распространилось монашество, ставшее вскоре серьёзным фактором жизни общества. К сер. 5 в. в острой борьбе была выработана православная догматика – офиц. Символ веры – и преданы анафеме др. толки и ереси в христианстве, служившие знаменем сепаратизма (арианство, несторианство, монофизитство и др.). Оформлялись иерархически соподчинённые церковные диоцезы (епископии и митрополии). В соответствии с адм.-терр. устройством происходило становление церковной организации. К сер. 4 в. большое влияние приобрели 3 крупнейшие кафедры – Рим, Александрия и Антиохия. В кон. 4 в. епископ Константинополя получил ранг патриарха и занял почётное 2-е место (после папы Римского) в иерархии. Халкидонский собор 451 (IV Вселенский, см. Вселенские соборы) утвердил за предстоятелем столичной кафедры церковную власть над епархиями трёх диоцезов: Понта, Азии и Фракии. На этом соборе был учреждён и Иерусалимский патриархат, получивший 5-е место в иерархии. Сформировалась система пяти патриархатов (пентархия): Рим. церковь (см. Римско-католическая церковь), Константинопольская православная церковь, Александрийская православная церковь, Антиохийская православная церковь, Иерусалимская православная церковь. Уже в 4 в. возникли постепенно нараставшие различия между Вост. и Зап. церквами в догматике, организации церковных учреждений и обрядности.
В Вост. церкви господствовал соборный принцип – участие, помимо патриархов, высшего духовенства в решении принципиальных вопросов. Зап. церковь была строго централизованной – её глава, папа Римский, обладал непререкаемым духовным авторитетом, он также с 8 в. был правителем Рима и Папской области и оказывал серьёзное влияние на политику стран Зап. Европы. Важное отличие Вост. церкви от Западной состояло также в её большей зависимости от верховной светской власти. Выборы патриарха (а порой и епископов) целиком зависели от императора. Имел место союз империи и церкви (симфония светской и духовной власти): император обеспечивал материальное благополучие духовенства и господство в гос-ве ортодоксального христианства, а Церковь освящала его власть как боговенчанного правителя. В сер. 6 в. по размерам земельных владений Церковь мало уступала короне. За немногими исключениями, патриархи не претендовали на главенство духовной власти над светской. По сравнению с Западной, Церковь В. была более демократичной. Многовековая борьба за верховенство развернулась между папой Римским и патриархом Константинополя.