Церковь.

«Патриарх Никифор I венчает на царство Михаила I Рангаве». Миниатюра из Мадридской рукописи Хроники Иоанна Скилицы. Палермо (Сицилия). 1150–75. Национальная библиотека (Мадрид).Архив «Православной энциклопедии»
Архив «Православной энциклопедии»Карта Иерусалима. Фрагмент напольной мозаики церкви Святого Георгия в Мадабе (Иордания). 2-я пол. 6 в.

Цер­ковь. С сер. 4 в. хри­сти­ан­ст­во ста­ло гос. ре­ли­ги­ей. Воз­ни­ка­ли мо­на­сты­ри, ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось мо­на­шест­во, став­шее вско­ре серь­ёз­ным фак­то­ром жиз­ни об­ще­ст­ва. К сер. 5 в. в ост­рой борь­бе бы­ла вы­ра­бо­та­на пра­во­слав­ная дог­ма­ти­ка – офиц. Сим­вол ве­ры – и пре­да­ны ана­фе­ме др. тол­ки и ере­си в хри­сти­ан­ст­ве, слу­жив­шие зна­ме­нем се­па­ра­тиз­ма (ари­ан­ст­воне­сто­ри­ан­ст­вомо­но­фи­зит­ст­во и др.). Оформ­ля­лись иерар­хи­че­ски со­под­чи­нён­ные цер­ков­ные дио­це­зы (епи­ско­пии и ми­тро­по­лии). В со­от­вет­ст­вии с адм.-терр. уст­рой­ст­вом про­ис­хо­ди­ло ста­нов­ле­ние цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции. К сер. 4 в. боль­шое влия­ние при­об­ре­ли 3 круп­ней­шие ка­фед­ры – Рим, Алек­сан­д­рия и Ан­ти­охия. В кон. 4 в. епи­скоп Кон­стан­ти­но­по­ля по­лу­чил ранг пат­ри­ар­ха и за­нял по­чёт­ное 2-е ме­сто (по­сле па­пы Рим­ско­го) в ие­рар­хии. Хал­ки­дон­ский со­бор 451 (IV Все­лен­ский, см. Все­лен­ские со­бо­ры) ут­вер­дил за пред­стоя­те­лем сто­лич­ной ка­фед­ры цер­ков­ную власть над епар­хия­ми трёх дио­це­зов: Пон­та, Азии и Фра­кии. На этом со­бо­ре был уч­ре­ж­дён и Ие­ру­са­лим­ский пат­ри­ар­хат, по­лу­чив­ший 5-е ме­сто в ие­рар­хии. Сфор­ми­ро­ва­лась сис­те­ма пя­ти пат­ри­ар­ха­тов (пен­тар­хия): Рим. цер­ковь (см. Римско-католическая церковь), Кон­стан­ти­но­поль­ская пра­во­слав­ная цер­ковьАлек­сан­д­рий­ская пра­во­слав­ная цер­ковьАн­ти­охий­ская пра­во­слав­ная цер­ковьИе­ру­са­лим­ская пра­во­слав­ная цер­ковь. Уже в 4 в. воз­ник­ли по­сте­пен­но на­рас­тав­шие раз­ли­чия ме­ж­ду Вост. и Зап. церк­ва­ми в дог­ма­ти­ке, ор­га­ни­за­ции цер­ков­ных уч­ре­ж­де­ний и об­ряд­но­сти.

В Вост. церк­ви гос­под­ство­вал со­бор­ный прин­цип – уча­стие, по­ми­мо пат­ри­ар­хов, выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва в ре­ше­нии прин­ци­пи­аль­ных во­про­сов. Зап. цер­ковь бы­ла стро­го цен­тра­ли­зо­ван­ной – её гла­ва, па­па Рим­ский, об­ла­дал не­пре­ре­кае­мым ду­хов­ным ав­то­ри­те­том, он так­же с 8 в. был пра­ви­те­лем Ри­ма и Пап­ской об­лас­ти и ока­зы­вал серь­ёз­ное влия­ние на по­ли­ти­ку стран Зап. Ев­ро­пы. Важ­ное от­ли­чие Вост. церк­ви от За­пад­ной со­стоя­ло так­же в её боль­шей за­ви­си­мо­сти от вер­хов­ной свет­ской вла­сти. Вы­бо­ры пат­ри­ар­ха (а по­рой и епи­ско­пов) це­ли­ком за­ви­се­ли от им­пе­ра­то­ра. Имел ме­сто со­юз им­пе­рии и церк­ви (сим­фо­ния свет­ской и ду­хов­ной вла­сти): им­пе­ра­тор обес­пе­чи­вал ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие ду­хо­вен­ст­ва и гос­под­ство в гос-ве ор­то­док­саль­но­го хри­сти­ан­ст­ва, а Цер­ковь ос­вя­ща­ла его власть как бо­го­вен­чан­но­го пра­ви­те­ля. В сер. 6 в. по раз­ме­рам зе­мель­ных вла­де­ний Цер­ковь ма­ло ус­ту­па­ла ко­ро­не. За не­мно­ги­ми ис­клю­че­ния­ми, пат­ри­ар­хи не пре­тен­до­ва­ли на гла­вен­ст­во ду­хов­ной вла­сти над свет­ской. По срав­не­нию с За­пад­ной, Цер­ковь В. бы­ла бо­лее де­мо­кра­тич­ной. Мно­го­ве­ко­вая борь­ба за вер­хо­вен­ст­во раз­вер­ну­лась ме­ж­ду па­пой Рим­ским и пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­по­ля.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19