Архитектура и изобразительное искусство

Ви­зант. иск-во соз­да­ва­лось в 6 – 1-й пол. 15 вв. на тер­ри­то­рии Ви­зант. им­пе­рии и в стра­нах, вхо­див­ших в круг её по­ли­тич. и куль­тур­но­го влия­ния. Тра­ди­ци­он­но в его ис­то­рии вы­де­ля­ют­ся три боль­шие эпо­хи: ран­не­ви­зан­тий­ская (6 – 1-я пол. 9 вв.; вклю­ча­ет пе­рио­ды ико­но­бор­че­ст­ва 8 и 1-й пол. 9 вв.), сред­не­ви­зан­тий­ская (с сер. 9 в. до за­вое­ва­ния Кон­стан­ти­но­по­ля в 1204) и позд­не­ви­зан­тий­ская (13 – сер. 15 вв.). Внут­ри них вы­де­ля­ют­ся пе­рио­ды, обыч­но на­зы­вае­мые по име­ни пра­вя­щих имп. ди­на­стий: Ма­ке­дон­ский (867–1056), Ком­ни­нов­ский (1057–1204) и Па­лео­ло­гов­ский (1259–1453).

Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбул). 532–537. Зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.

Ран­не­ви­зан­тий­ская эпо­ха. Смы­сло­вые и ху­дож. ос­но­вы ви­зант. иск-ва за­ло­же­ны в эпо­ху позд­ней ан­тич­но­сти и ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва, ко­гда бы­ли ото­бра­ны и пе­ре­ос­мыс­ле­ны вы­ра­зит. сред­ст­ва, при­год­ные для во­пло­ще­ния хри­сти­ан­ских об­ра­зов, сим­во­лов и дог­ма­ти­ки (см. Ран­не­хри­сти­ан­ское ис­кус­ст­во). Ран­не­ви­зан­тий­ско­му хра­мо­во­му зод­че­ст­ву, про­дол­жив­ше­му тра­ди­ции рим. ар­хи­тек­ту­ры, свой­ст­вен­ны гран­ди­оз­ность мас­шта­ба, сме­лость ин­же­не­рии, ин­тен­сив­ный по­иск но­вых ком­по­зи­ци­он­ных и про­стран­ст­вен­ных ре­ше­ний. В 6 в. свод­ча­тая, ку­поль­ная ар­хи­тек­ту­ра ста­ла в В. гос­под­ствую­щей, вы­тес­нив тип рим. ба­зи­ли­ки с пло­ским пе­ре­кры­ти­ем. При имп. Юс­ти­ниа­не I воз­во­дят­ся церковь Сан-Ви­та­ле в Ра­вен­не (526–547) и Свя­тых Сер­гия и Вак­ха цер­ковь в Кон­стан­ти­но­по­ле (ок. 527–536) с 8-гран­ным центр. про­стран­ст­вом и 2-ярус­ным кру­го­вым об­хо­дом. Ше­дев­ром ви­зант. ар­хи­тек­ту­ры яв­ля­ет­ся Свя­той Со­фии храм в Кон­стан­ти­но­по­ле (532–537, зод­чие Ан­фи­мий из Тралл и Иси­дор из Ми­ле­та), уни­каль­ная инж. кон­ст­рук­ция ко­то­ро­го свя­зы­ва­ет ком­по­зи­цию ба­зи­ли­ки с ги­гант­ским ку­по­лом (диа­метр 32 м). Че­ты­ре мощ­ных центр. стол­ба, под­дер­жи­ваю­щие ку­пол, про­ре­зан­ный 40 ок­на­ми, и ар­ка­ды на ко­лон­нах ме­ж­ду ни­ми раз­де­ля­ют внутр. про­стран­ст­во на глав­ный и бо­ко­вые не­фы. Тя­жесть под­ку­поль­ных стол­бов за­мас­ки­ро­ва­на зер­каль­ны­ми пли­та­ми мра­мор­ной об­ли­цов­ки и мно­же­ст­вом вер­ти­каль­ных чле­не­ний; сте­ны, про­ре­зан­ные ар­ка­да­ми и ок­на­ми, вы­гля­дят как хруп­кие ог­ра­ж­де­ния ог­ром­но­го внутр. про­стран­ст­ва. В ар­хи­тек­то­ни­ке хра­ма вы­де­лен центр и в то же вре­мя под­чёрк­ну­то на­прав­ле­ние дви­же­ния к ал­та­рю, что соз­да­ёт об­раз са­мо­раз­ви­ваю­ще­го­ся про­стран­ст­ва; тек­то­нич. си­лы ока­зы­ва­ют­ся скры­ты­ми – пред­ме­том со­зер­ца­ния ста­но­вит­ся иде­аль­ное, не­со­из­ме­ри­мое с че­ло­ве­че­ским мас­шта­бом про­стран­ст­во, а не его пла­сти­чес­кое, зем­ное ок­ру­же­ние.

«Сцены из жития Авраама». Мозаика левого люнета пресбитерия церкви Сан-Витале в Равенне. 546–547.

Храм Св. Со­фии не стал об­раз­цом для по­сле­дую­ще­го раз­ви­тия ви­зант. ар­хи­тек­ту­ры, од­на­ко дал для не­го мощ­ный им­пульс. Окон­ча­тель­но вос­тор­же­ст­во­ва­ла идея ку­поль­но­го хра­ма. С кон. 5 в. и осо­бен­но в 6 в. до­ми­ни­рую­щим был тип ку­поль­ной ба­зи­ли­ки: Ме­ри­ам­лык и Ала­хан (Ала­хан-Ма­на­стыр) на тер­ри­то­рии совр. Тур­ции (кон. 5 в.), Свя­той Ири­ны цер­ковь в Кон­стан­ти­но­по­ле (532), Каср-ибн-Вар­дан в Си­рии (564) и др. Тен­ден­ция к цен­трич­но­сти про­яв­ля­ет­ся в ком­по­зи­ци­ях с рав­но­сто­рон­ним кре­стом в пла­не: мо­на­стыр­ский ком­плекс Калъ­ат-Симъ­ан в Си­рии (ок. 480–490), ц. Св. Ио­ан­на в Эфе­се (за­вер­ше­на в 565). На хри­сти­ан­ском Вос­то­ке со­хра­ня­лась ба­зи­ли­каль­ная ар­хи­тек­ту­ра (Кальб-Лу­зех, Тур­ма­нин и др. – в Си­рии, 2-я пол. 5 в.). Строи­тель­ст­во эпо­хи Юс­ти­ниа­на I ока­за­ло влия­ние на ар­хи­тек­ту­ру хри­сти­ан­ских стран Кав­ка­за и За­кав­ка­зья 6–7 вв. Фа­са­ды ран­не­ви­зан­тий­ских хра­мов, пре­им. кир­пич­ные, про­ре­зан­ные круп­ны­ми ок­на­ми, су­дя по письм. ис­точ­ни­кам и фраг­мен­там рос­пи­сей мра­мор­ной об­ли­цов­ки, име­ли на­ряд­ный вид и не кон­тра­сти­ро­ва­ли с бо­га­ты­ми ин­терь­е­ра­ми, что ха­рак­тер­но для их совр. ви­да. В ин­терь­е­рах вме­сто клас­сич. ор­де­ров ста­ли при­ме­нять­ся но­вые ти­пы ко­лон­ных опор (зер­каль­но-глад­кие и без эн­та­зи­са) и ка­пи­те­лей («по­душ­ко­об­раз­ная» ка­пи­тель, или пуль­ван). Сте­ны, об­ли­цо­ван­ные пли­та­ми раз­но­цвет­но­го мра­мо­ра, от­де­ля­лись бе­ло­мра­мор­ны­ми про­фи­ли­ро­ван­ны­ми поя­са­ми от кри­во­ли­ней­ных по­верх­но­стей верх­них зон, за­пол­нен­ных мо­заи­ка­ми или фре­ска­ми.

Для изо­бра­зит. иск-ва 6 в. ха­рак­тер­ны мо­ну­мен­таль­ность мас­шта­ба и сим­во­лич. на­сы­щен­ность как ико­но­гра­фии, так и сти­ля. Имен­но в это вре­мя фор­ми­ру­ют­ся все осн. чер­ты спе­ци­фи­че­ски ви­зан­тий­ско­го ху­дож. об­раза, стре­мя­ще­го­ся объ­е­ди­нить клас­сич. ан­тич­ную кра­со­ту и спи­ри­туа­ли­стич. суть хри­сти­ан­ско­го ми­ро­воз­зре­ния (мо­заи­ки в церк­вах Ра­вен­ны: Сант-Апол­ли­на­ре-Нуо­во, нач. 6 в.; Сан-Ви­та­ле, 546–547; Сант-Апол­ли­на­ре-ин-Клас­се, ос­вя­ще­на в 549; в церк­ви Свя­той Ека­те­ри­ны мо­на­сты­ря на Си­нае, 548–565; в Ри­ме – в ба­зи­ли­ке Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на, 526–530, и др.; мо­заи­ки Кип­ра, По­ре­ча, Пу­лы). Ком­по­зи­ции ста­но­вят­ся ла­ко­нич­ны­ми, об­ра­зы – обоб­щён­ны­ми; ис­клю­ча­ет­ся всё чув­ст­вен­ное и на­ту­раль­ное; в об­ли­ках под­чёр­ки­ва­ет­ся мо­лит­вен­ная со­сре­до­то­чен­ность. Изы­скан­ная жи­во­пис­ность и пла­стич­ность, свой­ст­вен­ные ан­тич­но­му и ран­не­хри­сти­ан­ско­му иск-ву, ус­ту­па­ют ме­сто вы­ра­зи­тель­но­сти чёт­ко­го си­лу­эт­но­го ри­сун­ка и круп­но­го цве­то­во­го пят­на. В иск-ве хри­сти­ан­ско­го Вос­то­ка в этот пе­ри­од до­ми­ни­ру­ет ис­кон­ная при­вя­зан­ность к ус­лов­ным и уп­ро­щён­ным фор­мам (копт­ские ико­ны, фре­ски, рель­е­фы 6–8 вв.; на­поль­ные мо­заи­ки хри­сти­ан­ских ба­зи­лик и иу­дей­ских си­на­гог в Па­ле­сти­не, Си­рии и Иор­да­нии). На­гляд­ная по­ве­ст­во­ва­тель­ность сю­же­тов, яр­кая цвет­ность, экс­прес­сия поз, жес­тов, взгля­дов ха­рак­те­ри­зу­ют ми­ниа­тю­ры древ­ней­ших ил­лю­ст­ри­ров. ру­ко­пи­сей, соз­дан­ных на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке, как гре­че­ских («Рос­сан­ский ко­декс», Епар­хи­аль­ный му­зей цер­ков­но­го иск-ва, Рос­са­но; «Вен­ский ге­не­зис», Австр. нац. б-ка, Ве­на; обе 6 в.), так и си­рий­ских («Еван­ге­лие Рав­ву­лы», 586, Б-ка Лау­рен­циа­на, Фло­рен­ция).

«Архангел Гавриил». Деталь мозаичной композиции «Богоматерь с Младенцем на троне между архангелами Михаилом и Гавриилом» в апсиде церкви Панагии Ангелоктисты на Кипре. 1-я половина 7 в.

В иск-ве 1-й пол. 7 в. про­дол­жа­ют­ся тра­ди­ции мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си 6 в.: ак­цен­ти­ру­ет­ся сим­мет­рия ли­ков, сим­во­лич. фик­си­ро­ван­ность жес­тов, ие­ра­ти­че­ская за­сты­лость поз, ли­ней­ная трактов­ка форм вме­сто кра­соч­ной леп­ки: мо­заи­ки ц. Св. Ди­мит­рия в Фес­са­ло­ни­ках, в ап­си­де ц. Па­на­гии Ан­ге­лок­ти­сты в Ки­ти на Ки­пре (обе 1-я пол. 7 в.); отд. груп­пу со­став­ля­ют мо­заи­ки ба­зи­лик Ри­ма – ц. Сант-Ань­е­зе (625–638), ка­пел­лы Сан-Ве­нан­цио (642–649) при ц. Сан-Джо­ван­ни-ин-Ла­те­ра­но. В др. па­мят­ни­ках 7 в., пре­им. 2-й его по­ло­ви­ны, пре­об­ла­да­ет иная тен­ден­ция – вер­ность клас­сич. тра­ди­ции (фраг­мент мо­заи­ки с об­ра­зом ан­ге­ла из ц. Св. Ни­ко­лая в Фа­на­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле; мо­заи­ки с изо­бра­же­ни­ем Сил Не­бес­ных в ц. Ус­пе­ния в Ни­кее, ве­ро­ят­но, кон. 7 в.; фре­ски 7–8 вв. в ц. Сан­та-Ма­рия-Ан­тик­ва в Ри­ме и в ц. Сан­та-Ма­рия в Кас­тель­се­прио, Лом­бар­дия).

К 6–7 вв. от­но­сят­ся са­мые ран­ние со­хра­нив­шие­ся ико­ны, мн. чер­та­ми близ­кие фай­юм­ским порт­ре­там 2–4 вв. (тех­ни­ка эн­кау­сти­ки, гус­той кра­соч­ный слой с от­кры­той фак­ту­рой, тип по­груд­но­го порт­ре­та). Од­на­ко да­же в са­мых «эл­ли­ни­зи­ро­ван­ных» ико­нах жи­вая эмо­цио­наль­ность ан­тич­но­го порт­ре­та сме­ня­ет­ся со­зер­ца­тель­но­стью (ико­ны «Хри­стос», «Ап. Пётр», «Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем и пред­стоя­щи­ми свя­ты­ми Фео­до­ром и Ге­ор­ги­ем», все – в мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае; «Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем», «Свя­тые Сер­гий и Вакх», обе – в Му­зее ис­кусств им. Б. и В. Ха­нен­ко, Ки­ев; все 6 в.); встре­ча­ют­ся так­же об­ра­зы бо­лее экс­прес­сив­но­го ха­рак­те­ра («Ио­анн Пред­те­ча», 6 в., Му­зей ис­кусств им. Б. и В. Ха­нен­ко). К 7–8 вв. от­но­сят­ся неск. икон из рим. ба­зи­лик – «Бо­го­ма­терь» из ц. Сан­та-Ма­рия-Нуо­ва (Сан­та-Фран­че­ска-Ро­ма­на), «Ма­рия Ца­ри­ца Не­бес­ная» («Ма­рия Ре­ги­на») из ц. Сан­та-Ма­рия-ин-Тра­сте­ве­ре и др. Ряд икон 6–8 вв. про­ис­хо­дит из копт­ско­го Егип­та («Хрис­тос и свя­той Ми­на», 6 в., Лувр, Па­риж; «Еп. Ав­ра­ам», 6 в., Гос. му­зеи, Бер­лин, и др.); не­ко­то­рые свя­за­ны с си­ро-па­лестин­ским кру­гом [«Св. Пла­тон(?) и не­из­вест­ная свя­тая», Му­зей ис­кусств им. Б. и В. Ха­нен­ко, и др.] – для них ха­рак­тер­но не­сколь­ко уп­ро­щён­ное ху­дож. ис­пол­не­ние. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ви­зант. иск-ве 6–8 вв. по­лу­чи­ли ма­лые фор­мы пла­сти­ки, в т. ч. резь­ба по сло­но­вой кос­ти (кон­суль­ские дип­ти­хи). Пред­ме­ты свет­ско­го на­зна­че­ния (се­реб­ря­ные блю­да-мис­со­риу­мы, со­су­ды) час­то ук­ра­ша­лись изо­бра­же­ния­ми на сю­же­ты ан­тич­ных ми­фов, с боль­шим со­вер­шен­ст­вом вос­про­из­во­дил­ся стиль эл­ли­ни­стич. ис­кус­ст­ва.

В пе­рио­ды ико­но­бор­че­ст­ва 8 в. и 1-й пол. 9 в. бы­ло унич­то­же­но мно­же­ст­во икон, мо­за­ик и рос­пи­сей, соз­дан­ных в пред­ше­ст­вую­щую эпо­ху. В ку­по­лах, на сво­дах и сте­нах хра­мов по­ме­ща­лись кре­сты, пей­за­жи, сим­во­лич. и де­ко­ра­тив­ные ком­по­зи­ции; во двор­цах, су­дя по ис­точ­ни­кам, – сце­ны при­двор­но­го це­ре­мо­ниа­ла, имп. три­ум­фов и т. п. Пред­став­ле­ние о рос­пи­сях это­го ти­па да­ют де­ко­ра­тив­ные мо­заи­ки, вы­пол­нен­ные кон­стан­ти­но­поль­ски­ми и си­рий­ски­ми мас­те­ра­ми по за­ка­зу араб. ха­ли­фов из ди­на­стии Омей­я­дов (ме­четь Омей­я­дов в Да­ма­ске, 707–711). Хри­сти­ан­ские ху­дож. об­ра­зы в ико­но­бор­че­ский пе­ри­од соз­да­ва­лись на Вос­то­ке – в Па­ле­сти­не, Си­рии, копт­ском Егип­те. В Ри­ме, от­верг­шем ви­зант. ико­но­бор­че­ст­во, де­ла­ют­ся по­пыт­ки воз­ро­ж­де­ния сти­ля мо­за­ик 6–7 вв., но в це­лом до­ми­ни­ру­ют приё­мы но­во­го, бо­лее экс­прес­сив­но­го сти­ля (мо­заи­ки ба­зи­лик Сан­та-Че­чи­лия-ин-Тра­сте­ве­ре, Сан­та-­Ма­рия-ин-Дом­ни­ка, Сан­та-Прас­се­де и др., соз­дан­ные в пон­ти­фи­кат па­пы Пас­ха­лия, 817–824).

«Архитектурный пейзаж». Мозаика в Западной галерее двора мечети Омейядов в Дамаске. 707–711.

В 7–9 вв. ви­зант. ар­хи­тек­ту­ра об­ра­ща­ет­ся к ком­по­зи­ци­ям с кре­сто­об­раз­ным под­ку­поль­ным про­стран­ст­вом. Оно об­ра­зу­ет­ся за счёт рас­ши­ре­ния центр. про­стран­ст­ва ку­поль­ных ба­зи­лик в зо­ны над бо­ко­вы­ми не­фа­ми (ц. Св. Ири­ны в Кон­стан­ти­но­по­ле, по­сле её пе­ре­строй­ки ок. 740; ц. Св. Ни­ко­лая в Ми­рах Ли­кий­ских, 8 в.; ц. в Де­ре-Ази в Ма­лой Азии, ве­ро­ят­но, нач. 9 в.) или че­рез при­да­ние кре­сто­об­раз­но­сти всей центр. ячей­ке за счёт рав­но­го рас­ши­ре­ния 4 под­пруж­ных арок, фор­ми­рую­щих струк­ту­ру кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма. Кре­сто­во-ку­поль­ный тип воз­ник уже в 5 в. (ц. Оси­ос-Да­вид, Фес­са­ло­ни­ки), но был ма­ло рас­про­стра­нён в хра­мо­вом строи­тель­ст­ве ран­не­ви­зан­тий­ской эпо­хи, ко­гда по­пе­ре­мен­но до­ми­ни­ро­ва­ла ти­по­ло­гия ба­зи­лик с пло­ским пе­ре­кры­ти­ем, ку­поль­ных (церк­ви: Св. Ири­ны и Свя­тых Апо­сто­лов, обе – в Кон­стан­ти­но­по­ле; Св. Ио­ан­на в Эфе­се) и ком­пакт­ных ку­поль­ных ба­зи­лик (Каср-ибн-Вар­дан, Си­рия; ц. Св. Ма­рии в Эфе­се; все 6 в.). С кон. 7 – нач. 8 вв., ко­гда бы­ли по­строе­ны круп­но­мас­штаб­ные кре­сто­во-ку­поль­ные церк­ви Ус­пе­ния в Ни­кее и Св. Со­фии в Фес­са­ло­ни­ках, за этим ти­пом окон­ча­тель­но за­кре­п­ля­ет­ся ве­ду­щая роль в даль­ней­шей ис­то­рии ви­зант. зод­че­ст­ва. Имен­но та­кая ар­хи­тек­ту­ра боль­ше все­го со­от­вет­ст­во­ва­ла тре­бо­ва­ни­ям пра­во­слав­ной ли­тур­гии, дей­ст­вие ко­то­рой раз­вёр­ты­ва­ет­ся не толь­ко в ал­та­ре, но и в центр. под­ку­поль­ном про­стран­ст­ве. План кре­сто­во-ку­поль­ной церк­ви ком­пакт­ный и про­стой: 4 опо­ры, от­ме­чаю­щие уг­лы центр. квад­ра­та, не­сут ку­пол, по­став­лен­ный на ба­ра­ба­не с не­мно­ги­ми ок­на­ми и с по­мо­щью па­ру­сов свя­зан­ный с под­пруж­ны­ми ар­ка­ми ме­ж­ду стол­ба­ми; гл. про­стран­ст­во хра­ма раз­ви­ва­ет­ся в ви­де кре­ста, ру­ка­ва ко­то­ро­го, от­хо­дя­щие от под­ку­поль­но­го яд­ра и рас­по­ло­жен­ные в на­прав­ле­нии че­ты­рёх сто­рон све­та, пе­ре­кры­ты ци­лин­д­рич. сво­да­ми. Пря­мо­уголь­ную внеш­нюю обо­лоч­ку зда­ния фор­ми­ру­ют вспо­мо­гат. про­стран­ст­ва уг­ло­вых приде­лов и ка­пелл. 3-ап­сид­ный ал­тарь и нар­текс до­вер­ша­ют план зда­ния. Цен­трич. ком­по­зи­ция, при­вле­кав­шая ещё ран­не­хри­сти­ан­ских зод­чих урав­но­ве­шен­но­стью ар­хит. форм и про­стран­ст­вен­ных зон, те­перь со­еди­ня­ет­ся с кре­сто­вым пла­ном.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19