В своём развитии иск-во Р. Д. опиралось на худож. наследие Греции Древней, а также на местные др.-рим. и этрусские традиции. Если для древних греков гл. значение имели нравственно-воспитат. задачи иск-ва, то для римлян иск-во являлось одним из средств разумной организации жизни. Античная мифология, составлявшая почву др.-греч. иск-ва, не сыграла такой же плодотворной роли в др.-рим. иск-ве. В Р. Д. существовало чёткое разграничение между офиц. иск-вом и иск-вом, рассчитанным на частного заказчика. Офиц. иск-во играло важную роль в политич. жизни, будучи активной формой утверждения гос. идеологии. В архитектуре идеологич. функции сочетались с задачами организации обществ. жизни; в строит. практике была разработана гибкая система конструктивных, планировочных и композиц. приёмов в разл. по назначению типах построек. В эпоху Империи глубокая романизация затронула ареал Средиземноморья (включая Сев. Африку), также Галлию, прирейнские области Германии, Придунайскую обл., Британию и др. провинции. В то же время римляне легко усваивали опыт др. народов – стран эллинизированного Востока (см. Эллинизм), «варварских» племён и др. Нередко др.-рим. иск-во давало новые импульсы местному творчеству, порождая синкретич. худож. явления.
Др.-рим. иск-во принято разделять на древнейший период, когда иск-во на территории Р. Д. развивалось в рамках среднеиталийских археологич. культур железного века (Вилланова); эпоху Республики (с 6 в. до последней четв. 1 в. до н. э., поздний период – с 3 в. до н. э.) и эпоху Империи (ранний период – последняя четв. 1 в. до н. э. – 2 в. н. э.; поздний – 3–5 вв.).
Архитектура
Ок. сер. 7 в. до н. э. начал формироваться Римский форум, торговый и культовый центр города (застраивался до нач. 7 в. н. э.). Типично этрусским был храм Юпитера Капитолийского (или Юпитера, Юноны и Минервы), воздвигнутый на Капитолии в Риме (освящён в 509 до н. э.; не сохр.) с 3-частной целлой, подиумом, акцентировкой гл. фасада с помощью портика и лестницы. Свойственные этрускам особенности храмовых построек впоследствии стали характерными чертами рим. культовой архитектуры. Особенно значительным сооружением был каменный храм Конкордии в Риме (заложен в 367; не сохр.). До 4 в. до н. э. архитектура Р. Д. заимствовала у этрусков зачатки регулярной осевой планировки ансамблей, высокую строит. технику (квадровую каменную кладку, ложные своды, терракотовую облицовку сырцового кирпича и др.) и исходные типы оборонных, гидротехнич., культовых и жилых сооружений. К 6 в. до н. э. относится сооружение Клоаки в Риме (см. Канализация), к 4 – 1-й пол. 3 вв. до н. э. – первые большие мощёные дороги (Аппиева дорога и др.), каменные мосты, акведуки; города и колонии обносятся стенами (напр., т. н. стена Сервия Туллия в Риме, сохр. фрагменты 4 в. до н. э.). С началом греч. колонизации важную роль стали играть и др.-греч. традиции, в т. ч. использование системы ордеров архитектурных.
В период Пунических войн и поздней Республики специфически рим. рациональность и строгость стиля порой сочетались с изысканностью, навеянной иск-вом Вел. Греции (Юж. Италия) и захваченных римлянами вост. греч. городов. Для широких градостроит. работ характерно применение композиц. схем, повторяющих план рим. воен. лагерей: в их основе лежат 2 пересекающиеся гл. магистрали – кардо (с севера на юг) и декуманус (с востока на запад). По мере формирования композиции др.-рим. форума (в Помпеях и др. городах) складывались важнейшие особенности планировки архит. комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада гл. здания и устройство подъёма к нему от торжеств. входа на участок. В жилом строительстве был распространён местный италийский тип дома, обогащённый заимствованиями из восточноэллинской архитектуры, – с атриумом и (со 2 в. до н. э.) перистилем, обычно украшенным фонтаном, статуями и цветниками (сохранившиеся дома в Помпеях). С развитием городов и уплотнением застройки композиция жилища развивалась в глубину, сохраняя осевую симметрию. Тенденции к слиянию архит. композиции с природой нашли выражение в рим. виллах. Гл. др.-рим. теоретик архитектуры Витрувий различает villa rustica – сельскую виллу, имевшую хозяйств. характер и живописно расположенную на склонах холмов, с многочисл. помещениями, водоёмами (писцина), фонтанами, садами, гротами, декоративной скульптурой и росписью («террасные» дома в Геркулануме), и villa peurbana – гор. виллу, предназначенную для отдыха и развлечений (виллы Мистерий и Диомеда близ Помпей, также близ Геркуланума, в Боскореале и др.). Контрастом таким аристократич. жилищам служила рядовая застройка гор. кварталов многоэтажными домами-инсулами (обнаружены при раскопках в Риме и Остии).
Со 2 в. до н. э. применение бетона упростило кладку несущих конструкций и создало возможность для возведения обширных крытых помещений. На протяжении 2–1 вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы рим. построек (помимо вилл): храмы [ранние базилики в Риме 2 в. до н. э.; грандиозный ансамбль террасного святилища Фортуны Примигении в Пренесте (ныне Палестрина, кон. 2 в. до н. э.)], сооружения общественные [термы в разл. городах; Табуларий (здание для хранения гос. архивов, 79–78 до н. э.) на Рим. форуме], зрелищные [театры (Помпея, 55 до н. э.; Марцелла, 44–17 до н. э.; оба – в Риме) и амфитеатры] и монументально-мемориальные [гробницы Цецилии Метеллы у Аппиевой дороги (кон. 1 в. до н. э.) и Еврисака (2-я пол. 1 в. до н. э.); мавзолеи (Августа, 28 до н. э.; оба – в Риме)]; склады (напр., огромный комплекс т. н. Портика Эмилиев в Риме, ок. 174 до н. э.), рынки (в Ферентино, нач. 1 в. до н. э.) и др.
Наивысшие достижения рим. зодчества относятся к эпохе расцвета Империи (до кон. 2 в. н. э.). Постройки этого времени отличаются монументальной пластичностью архит. масс, доминирующей ролью арки и производных от неё форм (свода, купола), обширными, динамически соподчинёнными внутр. пространствами, облицовкой бетонных стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декоративной живописи и скульптуры. Специфич. особенностью зрелой др.-рим. архитектуры становится т. н. ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую рациональную ритмич. упорядоченность. Зодчество становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества гос-ва, что заметно уже в постройках времени Августа в Риме. Для раннего периода Империи характерно настойчивое обращение к греч. иск-ву, причём классич. эпохи, что накладывает отпечаток на памятники архитектуры, соединяющие репрезентативность со строгой сдержанностью форм, – форум Августа в Риме (кон. 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э.), триумфальные колонны и арки триумфальные [в Римини (27 до н. э.), Сузе (8 до н. э.) и др.]; Алтарь Мира на Марсовом поле в Риме (13–9 до н. э.). К сер. 1 в. н. э. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архит. композиции: огромный дворцовый комплекс т. н. Золотого дома Нерона (64–68; сохр. фрагменты), Колизей (75–80), триумфальная арка Тита (81), дворец Флавиев на Палатине (92, не сохр.; все – в Риме). Многочисл. виллы знати и богатых людей, сохранившие свой тип со времени поздней Республики, отличались лишь бóльшими размерами и роскошью убранства. Архитектура времени Траяна, продолжая традиции времени Флавиев, обращается к наследию эллинизма; при нём построены наиболее развитый и роскошный из форумов Рима (111–114, арх. Аполлодор из Дамаска), термы в Риме (104–109, не сохр.), арки Траяна в Беневенто (т. н. Порта-Ауреа, 114), Анконе (после 115, приписывается Аполлодору из Дамаска). Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом к изысканности и живописности, а порой и к усложнённости архит. образа, отчасти связанный с воздействием иск-ва эллинистич. Востока (Вилла Адриана близ Тиволи, 118–138). В Риме построены Пантеон (ок. 125), наиболее грандиозное купольное сооружение и одно из самых высоких достижений строит. техники всей античной эпохи, и храм Венеры и Ромы (121–141; сохр. фрагменты); в Афинах достроен громадный храм Зевса Олимпийского (129–132) и воздвигнута 2-ярусная арка, отделяющая новую часть Афин от Старого города. В последние годы жизни Адриана начата постройка грандиозного мавзолея в Риме (130–139; перестроен в средние века, см. Замок Святого Ангела).
На 1–4 вв. приходится расцвет иск-ва рим. провинций. На границах Империи сооружались огромные по протяжённости оборонит. валы (Адрианова стена в Великобритании, 122–128, укреплённые рим. рубежи в др. провинциях). На Ближнем Востоке, в Сев. Африке, Галлии, Испании появились крупные постройки и целые архит. комплексы, в которых особенности рим. зодчества соединились с местными традициями: в Баальбеке, Пальмире, Эфесе, Милете, Антиохии, Тимгаде, Лептис-Магна, Дура-Европос, Оранже, Арле, Ниме, Мериде, Таррагоне и др.; акведуки Пон-дю-Гар на Юге Франции (сер. 1 в.), в Сеговии (первые десятилетия 2 в.) и др.
Для зодчества эпохи поздней Империи (3–4 вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчёркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архит. форм (арка Септимия Севера на Рим. форуме, 203). К фортификац. сооружениям относятся оборонит. стены Рима из кирпича и бетона с контрфорсами и башнями, воздвигнутые при имп. Аврелиане (270–275, длина 19 км), также гор. ворота (Порта Нигра) в Трире (ныне – в Германии). Большой изобретательности достигли рим. зодчие в оформлении сложного внутр. пространства таких исполненных величия и парадного великолепия памятников, как термы Каракаллы (216) и Диоклетиана (306; самые большие в Риме; позднее перестроены). В виде укреплённого замка сооружён дворец имп. Диоклетиана (нач. 4 в.) в Сплите (в Далмации) – грандиозный комплекс, в основу которого положен принцип рим. воен. лагеря. К последним монументальным сооружениям рим. архитектуры относятся базилика Максенция-Константина (начата ок. 308, перестроена в 313) в Риме, прототип позднейших христианских базилик, и арка Константина в Риме (312–315). В 3–4 вв. появляются первые памятники раннехристианского искусства и архитектуры.