Архитектура и изобразительное искусство

В сво­ём раз­ви­тии иск-во Р. Д. опи­ра­лось на ху­дож. на­сле­дие Гре­ции Древ­ней, а так­же на ме­ст­ные др.-рим. и эт­рус­ские тра­ди­ции. Ес­ли для древ­них гре­ков гл. зна­че­ние име­ли нрав­ст­вен­но-вос­пи­тат. за­да­чи иск-ва, то для рим­лян иск-во яв­ля­лось од­ним из средств ра­зум­ной ор­га­ни­за­ции жиз­ни. Ан­тич­ная ми­фо­ло­гия, со­став­ляв­шая поч­ву др.-греч. иск-ва, не сыг­ра­ла та­кой же пло­до­твор­ной ро­ли в др.-рим. иск-ве. В Р. Д. су­ще­ст­во­ва­ло чёт­кое раз­гра­ни­че­ние ме­ж­ду офиц. иск-вом и иск-вом, рас­счи­тан­ным на ча­ст­но­го заказ­чи­ка. Офиц. иск-во иг­ра­ло важ­ную роль в по­ли­тич. жиз­ни, бу­ду­чи ак­тив­ной фор­мой ут­вер­жде­ния гос. идео­ло­гии. В ар­хи­тек­ту­ре идео­ло­гич. функ­ции со­че­та­лись с за­да­ча­ми ор­га­ни­за­ции об­ществ. жиз­ни; в стро­ит. прак­ти­ке бы­ла раз­ра­бо­та­на гиб­кая сис­те­ма кон­ст­рук­тив­ных, пла­ни­ро­воч­ных и ком­по­зиц. приё­мов в разл. по на­зна­че­нию ти­пах по­стро­ек. В эпо­ху Им­пе­рии глу­бо­кая ро­ма­ни­за­ция за­тро­ну­ла аре­ал Сре­ди­зем­но­мо­рья (вклю­чая Сев. Аф­ри­ку), так­же Гал­лию, при­рейн­ские об­лас­ти Гер­ма­нии, При­ду­най­скую обл., Бри­та­нию и др. про­вин­ции. В то же вре­мя рим­ля­не лег­ко ус­ваи­ва­ли опыт др. на­ро­дов – стран эл­ли­ни­зи­ро­ван­но­го Вос­то­ка (см. Эл­ли­низм), «вар­вар­ских» пле­мён и др. Не­ред­ко др.-рим. иск-во да­ва­ло но­вые им­пуль­сы ме­ст­но­му твор­че­ст­ву, по­ро­ж­дая син­кре­тич. ху­дож. яв­ле­ния.

Др.-рим. иск-во при­ня­то раз­де­лять на древ­ней­ший пе­ри­од, ко­гда иск-во на тер­ри­то­рии Р. Д. раз­ви­ва­лось в рам­ках сред­не­ита­лий­ских ар­хео­ло­гич. куль­тур же­лез­но­го ве­ка (Вил­ла­но­ва); эпо­ху Рес­пуб­ли­ки (с 6 в. до по­след­ней четв. 1 в. до н. э., позд­ний пе­ри­од – с 3 в. до н. э.) и эпо­ху Им­пе­рии (ран­ний пе­ри­од – по­след­няя четв. 1 в. до н. э. – 2 в. н. э.; позд­ний – 3–5 вв.).

Архитектура

Ок. сер. 7 в. до н. э. на­чал фор­ми­ро­вать­ся Рим­ский фо­рум, тор­го­вый и куль­то­вый центр го­ро­да (за­страи­вал­ся до нач. 7 в. н. э.). Ти­пич­но эт­рус­ским был храм Юпи­те­ра Ка­пи­то­лий­ско­го (или Юпи­те­ра, Юно­ны и Ми­нер­вы), воз­двиг­ну­тый на Ка­пи­то­лии в Ри­ме (ос­вя­щён в 509 до н. э.; не сохр.) с 3-ча­ст­ной цел­лой, по­диу­мом, ак­цен­тиров­кой гл. фа­са­да с по­мо­щью пор­ти­ка и ле­ст­ни­цы. Свой­ст­вен­ные эт­ру­скам осо­бен­но­сти хра­мо­вых по­стро­ек впо­след­ст­вии ста­ли ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми рим. куль­то­вой ар­хи­тек­ту­ры. Осо­бен­но зна­чи­тель­ным со­ору­же­ни­ем был ка­мен­ный храм Кон­кор­дии в Ри­ме (за­ло­жен в 367; не сохр.). До 4 в. до н. э. ар­хи­тек­ту­ра Р. Д. за­им­ст­во­ва­ла у эт­ру­сков за­чат­ки ре­гу­ляр­ной осе­вой пла­ни­ров­ки ан­самб­лей, вы­со­кую стро­ит. тех­ни­ку (квад­ро­вую ка­мен­ную клад­ку, лож­ные сво­ды, тер­ра­ко­то­вую об­ли­цов­ку сыр­цо­во­го кир­пи­ча и др.) и ис­ход­ные ти­пы обо­рон­ных, гид­ро­тех­нич., куль­то­вых и жи­лых со­ору­же­ний. К 6 в. до н. э. от­но­сит­ся со­ору­же­ние Клоа­ки в Ри­ме (см. Ка­на­ли­за­ция), к 4 – 1-й пол. 3 вв. до н. э. – пер­вые боль­шие мо­щё­ные до­ро­ги (Ап­пие­ва до­ро­га и др.), ка­мен­ные мос­ты, ак­ве­ду­ки; го­ро­да и ко­ло­нии об­но­сят­ся сте­на­ми (напр., т. н. сте­на Сер­вия Тул­лия в Ри­ме, сохр. фраг­мен­ты 4 в. до н. э.). С на­ча­лом греч. ко­ло­ни­за­ции важ­ную роль ста­ли иг­рать и др.-греч. тра­ди­ции, в т. ч. ис­поль­зо­ва­ние сис­те­мы ор­де­ров ар­хи­тек­тур­ных.

В пе­ри­од Пу­ни­че­ских войн и позд­ней Рес­пуб­ли­ки спе­ци­фи­че­ски рим. ра­цио­наль­ность и стро­гость сти­ля по­рой со­чета­лись с изы­скан­но­стью, на­ве­ян­ной иск-вом Вел. Гре­ции (Юж. Ита­лия) и за­хва­чен­ных рим­ля­на­ми вост. греч. го­родов. Для ши­ро­ких гра­до­стро­ит. ра­бот ха­рак­тер­но при­ме­не­ние ком­по­зиц. схем, по­вто­ряю­щих план рим. во­ен. ла­ге­рей: в их ос­но­ве ле­жат 2 пе­ре­се­каю­щие­ся гл. ма­ги­ст­ра­ли – кар­до (с се­ве­ра на юг) и де­ку­ма­нус (с вос­то­ка на за­пад). По ме­ре фор­ми­ро­ва­ния ком­по­зи­ции др.-рим. фо­ру­ма (в Пом­пе­ях и др. го­ро­дах) скла­ды­ва­лись важ­ней­шие осо­бен­но­сти пла­ни­ров­ки ар­хит. ком­плек­сов: тя­го­те­ние к сим­мет­рич­но­сти, осе­вое по­строе­ние, ак­цен­ти­ров­ка фа­са­да гл. зда­ния и уст­рой­ст­во подъ­ё­ма к не­му от тор­жеств. вхо­да на уча­сток. В жи­лом строи­тель­ст­ве был рас­про­стра­нён ме­ст­ный ита­лий­ский тип до­ма, обо­га­щён­ный за­им­ст­во­ва­ния­ми из вос­точ­но­эл­лин­ской ар­хи­тек­ту­ры, – с ат­риу­мом и (со 2 в. до н. э.) пе­ри­сти­лем, обыч­но ук­ра­шен­ным фон­та­ном, ста­туя­ми и цвет­ни­ка­ми (со­хра­нив­шие­ся до­ма в Пом­пе­ях). С раз­ви­ти­ем го­ро­дов и уп­лот­не­ни­ем за­строй­ки ком­по­зи­ция жи­ли­ща раз­ви­ва­лась в глу­би­ну, со­хра­няя осе­вую сим­мет­рию. Тен­ден­ции к слия­нию ар­хит. ком­по­зи­ции с при­ро­дой на­шли вы­ра­же­ние в рим. вил­лах. Гл. др.-рим. тео­ре­тик ар­хи­тек­ту­ры Витру­вий­ раз­лича­ет villa rustica – сель­скую вил­лу, имев­шую хо­зяйств. ха­рак­тер и жи­во­пис­но рас­по­ло­жен­ную на скло­нах хол­мов, с мно­го­числ. по­ме­ще­ния­ми, во­до­ёма­ми (пис­ци­на), фон­та­на­ми, са­да­ми, гро­та­ми, де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­рой и рос­пи­сью («тер­рас­ные» до­ма в Гер­ку­ла­ну­ме), и villa peurbana – гор. вил­лу, пред­на­зна­чен­ную для от­ды­ха и раз­вле­че­ний (вил­лы Мис­те­рий и Дио­ме­да близ Пом­пей, так­же близ Гер­ку­ла­ну­ма, в Бос­ко­реа­ле и др.). Кон­тра­стом та­ким ари­сто­кра­тич. жи­ли­щам слу­жи­ла ря­до­вая за­строй­ка гор. квар­та­лов мно­го­этаж­ны­ми до­ма­ми-ин­су­ла­ми (об­на­ру­же­ны при рас­коп­ках в Ри­ме и Ос­тии).

Порта-Маджоре (38–52 н. э.) и гробница Еврисака (2-я пол. 1 в. до н. э.; справа) в Риме.

Со 2 в. до н. э. при­ме­не­ние бе­то­на уп­ро­сти­ло клад­ку не­су­щих кон­ст­рук­ций и соз­да­ло воз­мож­ность для воз­ве­де­ния об­шир­ных кры­тых по­ме­ще­ний. На про­тя­же­нии 2–1 вв. до н. э. скла­ды­ва­лись и со­вер­шен­ст­во­ва­лись важ­ней­шие ти­пы рим. по­стро­ек (по­ми­мо вилл): хра­мы [ран­ние ба­зи­ли­ки в Ри­ме 2 в. до н. э.; гран­ди­оз­ный ан­самбль тер­рас­но­го свя­ти­ли­ща Фор­ту­ны При­ми­ге­нии в Пре­нес­те (ны­не Па­ле­ст­ри­на, кон. 2 в. до н. э.)], со­ору­же­ния об­ще­ст­вен­ные [тер­мы в разл. го­ро­дах; Та­бу­ла­рий (зда­ние для хра­не­ния гос. ар­хи­вов, 79–78 до н. э.) на Рим. фо­ру­ме], зре­лищ­ные [те­ат­ры (Пом­пея, 55 до н. э.; Мар­цел­ла, 44–17 до н. э.; оба – в Ри­ме) и ам­фи­те­ат­ры] и мо­ну­мен­таль­но-ме­мо­ри­аль­ные [гроб­ни­цы Це­ци­лии Ме­тел­лы у Ап­пие­вой до­ро­ги (кон. 1 в. до н. э.) и Ев­ри­са­ка (2-я пол. 1 в. до н. э.); мав­зо­леи (Ав­гу­ста, 28 до н. э.; оба – в Ри­ме)]; скла­ды (напр., ог­ром­ный ком­плекс т. н. Пор­ти­ка Эми­ли­ев в Ри­ме, ок. 174 до н. э.), рын­ки (в Фе­рен­ти­но, нач. 1 в. до н. э.) и др.

Наи­выс­шие дос­ти­же­ния рим. зод­че­ст­ва от­но­сят­ся к эпо­хе рас­цве­та Им­пе­рии (до кон. 2 в. н. э.). По­строй­ки это­го вре­ме­ни от­ли­ча­ют­ся мо­ну­мен­таль­ной пла­стич­но­стью ар­хит. масс, до­ми­ни­рую­щей ро­лью ар­ки и про­из­вод­ных от неё форм (сво­да, ку­по­ла), об­шир­ны­ми, ди­на­ми­че­ски со­под­чи­нён­ны­ми внутр. про­стран­ст­ва­ми, об­ли­цов­кой бе­тон­ных стен кам­нем и кир­пи­чом с вкра­п­ле­ния­ми мра­мо­ра, ши­ро­ким при­ме­не­ни­ем де­ко­ра­тив­ной жи­во­пи­си и скульп­ту­ры. Спе­ци­фич. осо­бен­но­стью зре­лой др.-рим. ар­хи­тек­ту­ры ста­но­вит­ся т. н. ор­дер­ная ар­ка­да (сис­те­ма поя­рус­ных ор­де­ров, на­ло­жен­ная на про­ре­зан­ную ар­ка­ми сте­ну), при­да­вав­шая со­ору­же­ни­ям ве­ли­ча­вую мас­штаб­ность и яс­но зри­мую ра­цио­наль­ную рит­мич. упо­ря­до­чен­ность. Зод­че­ст­во ста­но­вит­ся сред­ст­вом про­слав­ле­ния лич­но­сти им­пе­ра­то­ра и про­па­ган­ды мо­гу­ще­ст­ва гос-ва, что за­мет­но уже в по­строй­ках вре­ме­ни Ав­гу­ста в Ри­ме. Для ран­не­го пе­рио­да Им­пе­рии ха­рак­тер­но на­стой­чи­вое об­ра­ще­ние к греч. иск-ву, при­чём клас­сич. эпо­хи, что на­кла­ды­ва­ет от­пе­ча­ток на па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры, со­еди­няю­щие ре­пре­зен­та­тив­ность со стро­гой сдер­жан­но­стью форм, – фо­рум Ав­гу­ста в Ри­ме (кон. 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э.), три­ум­фаль­ные ко­лон­ны и ар­ки три­ум­фаль­ные [в Ри­ми­ни (27 до н. э.), Су­зе (8 до н. э.) и др.]; Ал­тарь Ми­ра на Мар­со­вом по­ле в Ри­ме (13–9 до н. э.). К сер. 1 в. н. э. уси­ли­лось тя­го­те­ние к пыш­ной ре­пре­зен­та­тив­но­сти ар­хит. ком­по­зи­ции: ог­ром­ный двор­цо­вый ком­плекс т. н. Зо­ло­то­го до­ма Не­ро­на (64–68; сохр. фраг­мен­ты), Ко­ли­зей (75–80), три­ум­фаль­ная ар­ка Ти­та (81), дво­рец Фла­ви­ев на Па­ла­ти­не (92, не сохр.; все – в Ри­ме). Мно­го­числ. вил­лы зна­ти и бо­га­тых лю­дей, со­хра­нив­шие свой тип со вре­ме­ни позд­ней Рес­пуб­ли­ки, от­ли­ча­лись лишь бóльшими раз­ме­ра­ми и рос­ко­шью уб­ран­ст­ва. Ар­хи­тек­ту­ра вре­ме­ни Трая­на, про­дол­жая тра­ди­ции вре­ме­ни Фла­ви­ев, об­ра­ща­ет­ся к на­сле­дию эл­ли­низ­ма; при нём по­строе­ны наи­бо­лее раз­ви­тый и рос­кош­ный из фо­ру­мов Ри­ма (111–114, арх. Апол­ло­дор из Да­ма­ска), тер­мы в Ри­ме (104–109, не сохр.), ар­ки Трая­на в Бе­не­вен­то (т. н. Пор­та-Ау­реа, 114), Ан­ко­не (по­сле 115, при­пи­сы­ва­ет­ся Апол­ло­до­ру из Да­ма­ска). На­чи­ная с эпо­хи Ад­риа­на в зод­че­ст­ве на­ме­тил­ся пе­ре­лом к изы­скан­но­сти и жи­во­пис­но­сти, а по­рой и к ус­лож­нён­но­сти ар­хит. об­раза, от­час­ти свя­зан­ный с воз­дей­ст­ви­ем иск-ва эл­ли­ни­стич. Вос­то­ка (Вил­ла Ад­риа­на близ Ти­во­ли, 118–138). В Ри­ме по­строе­ны Пан­те­он (ок. 125), наи­бо­лее гран­ди­оз­ное ку­поль­ное со­ору­же­ние и од­но из са­мых вы­со­ких дос­ти­же­ний стро­ит. тех­ни­ки всей ан­тич­ной эпо­хи, и храм Ве­не­ры и Ро­мы (121–141; сохр. фраг­мен­ты); в Афи­нах до­стро­ен гро­мад­ный храм Зев­са Олим­пий­ско­го (129–132) и воз­двиг­ну­та 2-ярус­ная ар­ка, от­де­ляю­щая но­вую часть Афин от Ста­ро­го го­ро­да. В по­след­ние го­ды жиз­ни Ад­риа­на на­ча­та по­строй­ка гран­ди­оз­но­го мав­зо­лея в Ри­ме (130–139; пе­ре­стро­ен в сред­ние ве­ка, см. За­мок Свя­то­го Ан­ге­ла).

На 1–4 вв. при­хо­дит­ся рас­цвет иск-ва рим. про­вин­ций. На гра­ни­цах Им­пе­рии со­ору­жа­лись ог­ром­ные по про­тя­жён­но­сти обо­ро­нит. ва­лы (Ад­риа­но­ва сте­на в Ве­ли­ко­бри­та­нии, 122–128, ук­ре­п­лён­ные рим. ру­бе­жи в др. про­вин­ци­ях). На Ближ­нем Вос­то­ке, в Сев. Аф­ри­ке, Гал­лии, Ис­па­нии поя­ви­лись круп­ные по­строй­ки и це­лые ар­хит. ком­плек­сы, в ко­то­рых осо­бен­но­сти рим. зод­че­ст­ва со­еди­ни­лись с ме­ст­ны­ми тра­ди­ция­ми: в Ба­аль­бе­кеПаль­ми­реЭфе­сеМи­ле­теАн­ти­охииТим­га­деЛеп­тис-Маг­наДу­ра-Ев­ро­посОран­жеАр­леНи­меМе­ри­де, Тар­ра­го­не и др.; ак­ве­ду­ки Пон-дю-Гар на Юге Фран­ции (сер. 1 в.), в Се­го­вии (пер­вые десятиле­тия 2 в.) и др.

Арка Константина в Риме. 312–315.Фото Е. Е. Исаковой

Для зод­че­ст­ва эпо­хи позд­ней Им­пе­рии (3–4 вв.) ха­рак­тер­ны не­обыч­но круп­ные, по­рой чрез­мер­ные мас­шта­бы со­ору­же­ний, пыш­ные де­ко­ра­тив­ные эф­фек­ты, под­чёрк­ну­тая рос­кошь от­дел­ки, бес­по­кой­ная пла­сти­ка ар­хит. форм (ар­ка Сеп­ти­мия Се­ве­ра на Рим. фо­ру­ме, 203). К фор­ти­фи­кац. со­ору­же­ни­ям от­но­сят­ся обо­ро­нит. сте­ны Ри­ма из кир­пи­ча и бе­то­на с контр­фор­са­ми и баш­ня­ми, воз­двиг­ну­тые при имп. Ав­ре­лиа­не (270–275, дли­на 19 км), так­же гор. во­ро­та (Пор­та Ни­гра) в Три­ре (ны­не – в Гер­ма­нии). Боль­шой изо­бре­та­тель­но­сти дос­тиг­ли рим. зод­чие в оформ­ле­нии слож­но­го внутр. про­стран­ст­ва та­ких ис­пол­нен­ных ве­ли­чия и па­рад­но­го ве­ли­ко­ле­пия па­мят­ни­ков, как тер­мы Ка­ра­кал­лы (216) и Ди­ок­ле­тиа­на (306; са­мые боль­шие в Ри­ме; позд­нее пе­ре­строе­ны). В ви­де ук­ре­п­лён­но­го зам­ка со­ору­жён дво­рец имп. Ди­ок­ле­тиа­на (нач. 4 в.) в Спли­те (в Дал­ма­ции) – гран­ди­оз­ный ком­плекс, в ос­но­ву ко­то­ро­го по­ло­жен прин­цип рим. во­ен. ла­ге­ря. К по­след­ним мо­ну­мен­таль­ным со­ору­же­ни­ям рим. ар­хи­тек­ту­ры от­но­сят­ся ба­зи­ли­ка Мак­сен­ция-Кон­стан­ти­на (начата ок. 308, перестроена в 313) в Ри­ме, про­то­тип позд­ней­ших хри­сти­ан­ских ба­зи­лик, и ар­ка Кон­стан­ти­на в Ри­ме (312–315). В 3–4 вв. по­яв­ля­ют­ся пер­вые па­мят­ни­ки ран­не­хри­сти­ан­ско­го ис­кус­ст­ва и ар­хи­тек­ту­ры.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13