Архаическая эпоха

«Мастерская башмачника». Изображение на афинской пелике. Ок. 520–510 до н. э. Ашмолеанский музей (Оксфорд).

(800–500 до н. э.). На ру­бе­же 9–8 вв. в Гре­ции ус­ко­рил­ся эко­но­ми­че­ский и со­ци­аль­ный про­гресс, важ­ней­шим про­яв­ле­ни­ем ко­то­ро­го ста­ло окон­ча­тель­ное ста­нов­ле­ние го­ро­да как цен­тра ре­мес­ла и тор­гов­ли. В осо­бен­но­сти бур­но раз­ви­ва­лись го­ро­да Ио­нии, об­лас­ти на зап. по­бе­ре­жье Ма­лой Азии, где ак­тив­но про­ис­хо­ди­ло взаи­мо­дей­ст­вие греч. и пе­ред­не­во­сточ­ной ци­ви­ли­за­ций. Воз­дей­ст­вие вост. куль­ту­ры ощу­ща­лось как в ма­те­ри­аль­ной, так и в ду­хов­ной сфе­ре: фор­ми­ро­ва­ние го­ро­да со­про­во­ж­да­лось у гре­ков раз­ви­ти­ем но­вых ар­хит. форм, но­ва­ция­ми в изо­бра­зит. иск-ве, нау­ке и фи­ло­со­фии, и по­всю­ду свою роль сыг­ра­ло пло­до­твор­ное взаи­мо­дей­ст­вие куль­тур. Эко­но­мич. про­гресс на­шёл своё вы­ра­же­ние в бо­лее кон­крет­ных фор­мах – в со­вер­шен­ст­во­ва­нии ре­мёсел, опи­рав­ших­ся на но­вую тех­но­ло­гич. ба­зу (же­ле­зо), в раз­ви­тии внут­рен­ней и меж­го­род­ской тор­гов­ли, что при­ве­ло к ус­пе­хам в мо­ре­пла­ва­нии и ко­раб­ле­строе­нии (изо­бре­те­ние яко­ря, спе­циа­ли­за­ция ти­пов ко­раб­лей, во­ен­ных и тор­го­вых, и т. п.), на­ко­нец, в вы­ра­бот­ке точ­ных мер объ­ё­ма и ве­са и в изо­бре­те­нии (так­же, впро­чем, не без вост. влия­ния) че­кан­ной мо­не­ты. Со­глас­но ан­тич­ной тра­ди­ции, пер­вы­ми ста­ли че­ка­нить мо­не­ту пра­ви­те­ли Ли­дии (в Ма­лой Азии), от них в 7 в. че­кан­ку мо­не­ты за­им­ст­во­ва­ли их со­се­ди – гре­ки в Ио­нии, а от­ту­да эта прак­ти­ка рас­про­стра­ни­лась и на др. эко­но­ми­че­ски раз­ви­тые цен­тры Гре­ции (Эги­на, Ко­ринф, Афи­ны).

«Гоплиты». Изображениена коринфской вазе. 7 в. до н. э. Национальный этрусский музей Виллы Джулия (Рим).

Од­на­ко эко­но­мич. про­гресс на пер­вых по­рах обер­нул­ся со­ци­аль­ны­ми ме­та­мор­фо­за­ми и труд­но­стя­ми для ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния. Тор­гов­ля и день­ги разъ­е­да­ли тра­диц. зем­ле­дельч. хо­зяй­ст­во, при­во­ди­ли к силь­ней­шей иму­ще­ст­вен­ной диф­фе­рен­циа­ции. Ос­но­вы­ва­ясь на тек­сте по­эмы Ге­сио­да «Тру­ды и дни» (ру­беж 8–7 вв.), мож­но сде­лать вы­вод, что в греч. де­рев­не стре­ми­тель­но шёл про­цесс раз­ме­же­ва­ния: вы­де­ля­лись силь­ные хо­зяй­ст­ва, но мно­гие ра­зо­ря­лись и ни­ща­ли. Кре­сть­ян­ст­во стра­да­ло от рас­ту­ще­го ма­ло­зе­ме­лья, от дол­гов и дол­го­вой ка­ба­лы. Всё это обо­ра­чи­ва­лось обо­ст­ре­ни­ем со­ци­аль­ных от­но­ше­ний в ка­ж­дой об­щи­не. Про­те­ст­ное дви­же­ние кре­сть­ян­ст­ва смы­ка­лось с вы­сту­п­ле­ния­ми гор. на­се­ле­ния, как пра­ви­ло, ут­ра­тив­ше­го связь с древ­ни­ми ро­до-пле­мен­ны­ми струк­ту­ра­ми и по­то­му сто­яв­ше­го вне по­ли­тич. жиз­ни. На­род (де­мос) вы­сту­пал про­тив по­ли­тич. за­си­лья ро­до­вой зна­ти, тре­буя ра­ди­каль­ных эко­но­мич. и по­ли­тич. ре­форм.

«Гончарная мастерская». Изображение на пинаке. 625–600 до н. э. Лувр (Париж).

Ре­зуль­та­том это­го об­ществ. бро­же­ния ста­ло ши­ро­кое де­мо­кра­тич. дви­же­ние, не­ред­ко име­нуе­мое в лит-ре «ар­хаи­че­ской ре­во­лю­ци­ей». Осн. мо­мен­та­ми это­го дви­же­ния на ран­ней и позд­ней ста­ди­ях бы­ли за­ко­но­дат. ре­фор­мы. На ран­ней ста­дии они не­ред­ко про­во­ди­лись осо­бы­ми со­ци­аль­ны­ми по­сред­ни­ка­ми – эсим­не­та­ми, ко­то­рых об­щи­на на­де­ля­ла чрез­вы­чай­ны­ми пол­но­мо­чия­ми. Та­ко­вы бы­ли Эпи­мен в Ми­ле­те (в Ио­нии) и Пит­так в Ми­ти­ле­не (на о. Лес­бос), а так­же, по су­ще­ст­ву, все ран­ние за­ко­но­да­те­ли – За­левк в Ло­крах Эпи­зе­фир­ских (Юж. Ита­лия), Ха­ронд в Ка­та­не (Си­ци­лия), Дра­конт и Со­лон в Афи­нах. Пер­вые ре­фор­мы со­стоя­ли в со­став­ле­нии письм. за­ко­нов, упо­ря­до­че­нии су­до­про­из­вод­ст­ва, ус­та­нов­ле­нии га­ран­тий лич­ной сво­бо­ды и в этой свя­зи об­лег­че­нии по­ло­же­ния долж­ни­ков, на­ко­нец, в ре­ор­га­ни­за­ции по­ли­тич. строя, це­лью ко­то­рой бы­ло ес­ли не пол­ное уст­ра­не­ние из по­ли­тич. жиз­ни ро­до­вой зна­ти, то, по край­ней ме­ре, ог­ра­ни­че­ние её ро­ли и пе­ре­да­ча важ­ней­ших пол­но­мо­чий ин­сти­ту­там ро­ж­даю­щей­ся де­мо­кра­тии – нар. со­б­ра­нию, гос. со­ве­ту и нар. су­ду.

Амфора. 2-я пол. 6 в. до н. э. Найдена на о. Березань (близ Ольвии). Эрмитаж (С.-Петербург).

Важ­ны­ми со­пут­ст­вую­щи­ми яв­ле­ния­ми бы­ли ко­ло­ни­за­ция и ти­ра­ния. Во мно­гих об­щи­нах из­бы­точ­ное аг­рар­ное на­се­ле­ние бо­лее или ме­нее ор­га­ни­зо­ван­но вы­се­ля­лось в за­мор­ские ко­ло­нии. На раз­ви­тие ко­ло­ни­за­ци­он­но­го про­цес­са так­же влия­ли ин­те­ре­сы тор­гов­ли и ре­мес­ла, за­ин­те­ре­со­ван­ность ве­ду­щих гор. кру­гов в на­ла­жи­ва­нии тор­го­во­го об­ме­на с пе­ри­фе­рий­ны­ми на­ро­да­ми. Ещё од­ной при­чи­ной слу­жи­ли по­ли­тич. рас­при, в осо­бен­но­сти не­до­воль­ст­во млад­ших ари­сто­кра­тич. се­мей или отд. знат­ных от­пры­сков сво­им по­ло­же­ни­ем и же­ла­ние по­пра­вить его уча­сти­ем в за­мор­ской аван­тю­ре. Ос­но­ва­ние гре­ка­ми ко­ло­ний в 8–6 вв. при­об­ре­ло та­кой раз­мах, что за­тро­ну­ло все ре­гио­ны Сре­ди­зем­но­мо­рья и При­чер­но­мо­рья. Греч. ко­ло­нии бы­ли вы­ве­де­ны: на за­па­де – в Юж. Ита­лию (Ку­мы, Ре­гий, Си­ба­рис, Кро­тон, Та­рент) и Си­ци­лию (Си­ра­ку­зы) и да­же ещё даль­ше – в Юж. Гал­лию, в устье р. Ро­дан (ныне Рона; Мас­са­лия); на юге – в сев.-вост. Аф­ри­ку (Ки­ре­на); на се­ве­ро-вос­то­ке – в зо­ну про­ли­вов (Хал­ке­дон, Ви­зан­тий) и на всё по­бе­ре­жье Чёр­но­го м. (Ис­т­рия, Оль­вия, Хер­со­нес Тав­ри­че­ский, Пан­ти­ка­пей, Фа­на­го­рия, Дио­ску­риа­да, Си­но­па, Ге­рак­лея Пон­тий­ская). В си­лу та­ко­го раз­ма­ха, а так­же вви­ду важ­ных по­след­ст­вий для жиз­ни греч. мет­ро­по­лии этот про­цесс по­лу­чил назв. Ве­ли­кой греч. ко­ло­ни­за­ции.

Ко­гда же не­до­воль­ные сво­им по­ло­же­ни­ем от­ка­зы­ва­лись по­ки­дать ро­ди­ну и си­туа­ция обо­ст­ря­лась, воз­ни­ка­ли ус­ло­вия для вы­сту­п­ле­ния силь­ной лич­но­сти, чес­то­лю­би­во­го де­ма­го­га, ко­то­рый ув­ле­кал мас­су не­до­воль­ных разл. обе­ща­ния­ми и при их под­держ­ке за­хва­ты­вал власть. Так поя­ви­лась ран­не­гре­че­ская ти­ра­ния (са­мо сло­во, оче­вид­но, бы­ло за­им­ст­во­ва­но гре­ка­ми у вост. со­се­дей, из Ли­дии или Фри­гии, для обо­зна­че­ния не­тра­ди­ци­он­ной мо­нар­хич. вла­сти). Ти­ра­нич. ре­жи­мы из­вест­ны во мно­гих го­ро­дах Бал­кан­ской Гре­ции: в Ко­рин­фе – прав­ле­ние Кип­се­ла и его потом­ков, в Си­кио­не – Ор­фа­го­ра и его пре­ем­ни­ков, в Ме­га­рах – Феа­ге­на, в Афи­нах – Пи­си­ст­ра­та и его сы­но­вей. На греч. Вос­то­ке ос­та­ви­ли след в тра­ди­ции прав­ле­ния Фра­си­бу­ла в Ми­ле­те и По­ли­кра­та на Са­мо­се, на греч. За­па­де, в Си­ци­лии, – жес­то­кая ти­ра­ния Фа­ла­ри­са в Ак­ра­ган­те и прав­ле­ние в Ге­ле и Си­ра­ку­зах по­сле­до­ва­тель­но сме­няв­ших друг дру­га бр. Дей­но­ме­ни­дов – Ге­ло­на, Гие­ро­на I и Фра­си­бу­ла. Ти­ра­ны, как пра­ви­ло, бы­ли вы­ход­ца­ми из ари­сто­кра­тич. сре­ды, но, пре­одо­ле­вая со­про­тив­ле­ние про­чей зна­ти, об­ру­ши­ва­лись на неё с ре­прес­сия­ми. Их по­лити­ка при­во­ди­ла к умень­ше­нию слоя древ­ней ари­сто­кра­тии, к па­де­нию её по­ли­тич. ро­ли. В этом за­клю­ча­лось ис­то­рич. зна­че­ние ран­не­гре­че­ской ти­ра­нии: по-сво­ему она под­го­тав­ли­ва­ла бу­ду­щее тор­жест­во де­мо­кра­тии, хо­тя окон­ча­тель­ное ут­вер­жде­ние по­след­ней бы­ло обу­слов­ле­но пред­ва­рит. уст­ра­не­ни­ем са­мой ти­ра­нии.

«Работы в рудниках». Изображение на коринфской пинаке. Ок. 575–550 до н. э. Государственные музеи (Берлин).

За­клю­чи­тель­ным мо­мен­том это­го дос­та­точ­но дли­тель­но­го про­цес­са яви­лись ре­фор­мы, в ре­зуль­та­те ко­то­рых об­рёл окон­ча­тель­ную фор­му но­вый тип со­ци­аль­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции – гражд. гор. об­щи­на, го­род-го­су­дар­ст­во, по­лис. Са­мо сло­во «по­лис» се­ман­ти­че­ски ана­ло­гич­но рус­ско­му «го­род». Оно мо­жет по­сле­до­ва­тель­но обо­зна­чать при­ми­тив­ное го­ро­ди­ще, слу­жив­шее убе­жи­щем для пле­ме­ни, бо­лее раз­ви­тый про­то­го­род и го­род как центр ре­мес­ла и тор­гов­ли, об­щи­ну на­се­ляю­щих его гра­ж­дан и, на­ко­нец, об­ра­зо­ван­ное этой об­щи­ной го­су­дар­ст­во. Осо­бен­но­стя­ми по­ли­са бы­ли: во-пер­вых, кор­по­ра­тив­ное един­ст­во уро­жен­цев дан­ной об­лас­ти – сво­бод­ных гра­ж­дан, чёт­кое пра­во­вое раз­гра­ни­че­ние ме­ж­ду ни­ми и чу­же­зем­ца­ми – не­пол­но­прав­ны­ми пе­ре­се­лен­ца­ми или во­все бес­прав­ны­ми, но всё бо­лее ум­но­жав­ши­ми­ся в чис­ле ра­ба­ми; во-вто­рых, эле­мен­тар­ное, обу­слов­лен­ное са­мим ланд­шаф­том един­ст­во го­ро­да и при­мы­каю­щей сель­ской ок­ру­ги, свя­зан­ных взаи­мо­вы­год­ным об­ме­ном про­дук­тов и обес­пе­чи­ваю­щих ав­тар­кич­ное, са­мо­дов­лею­щее су­ще­ст­во­ва­ние об­щи­ны; в-треть­их, по­ли­тич. не­за­ви­си­мость та­ко­го ор­га­низ­ма, при­су­щее ему ка­че­ст­во са­мо­стоят. го­су­дар­ст­ва; в-чет­вёр­тых, ха­рак­тер­ная для гра­ж­дан идео­ло­гич. общ­ность, за­кре­п­ляв­шая их про­ти­во­стоя­ние ос­таль­но­му на­се­ле­нию (гражд. пат­рио­тизм, лю­бовь к оте­че­ской зем­ле, по­чи­та­ние до­маш­не­го оча­га и мо­гил пред­ков, куль­ти­ви­руе­мое гра­ж­да­на­ми в сво­ей сре­де ра­вен­ст­во пе­ред за­ко­ном [исо­но­мия] и рав­ное пра­во на по­ли­тич. ак­тив­ность, на вы­сту­п­ле­ние [исе­го­рия]). Со­во­куп­ность этих ка­честв при­да­ва­ла греч. по­ли­су ис­клю­чи­тель­ную жиз­не­спо­соб­ность и ус­той­чи­вость, так что он мог про­дол­жать су­ще­ст­во­вать да­же по­сле ут­ра­ты по­ли­тич. не­за­ви­си­мо­сти, в ка­че­ст­ве ав­то­ном­ной еди­ни­цы боль­шо­го тер­ри­то­ри­аль­но­го го­су­дар­ст­ва – эл­ли­ни­стич. мо­нар­хии или Рим. дер­жа­вы. Ис­то­ри­че­ски раз­ли­ча­ют­ся два ти­па по­ли­са – де­мо­кра­ти­че­ский и оли­гар­хи­че­ский. Клас­сич. мо­де­лью пер­во­го бы­ли Афи­ны, вто­ро­го – Спар­та.

“Тираноубийцы” (изображены Гармодийи Аристогитон, заплатившие жизньюза убийство Гиппарха, сына тирана Писистрата). Римская копия. С греческого бронзового оригинала скульпторов Крития и Несиота (477&nd…

Раз­ли­чие в про­цес­се их фор­ми­ро­ва­ния из­на­чаль­но оп­ре­де­ля­лось си­туа­ци­ей, свя­зан­ной с до­рий­ским за­вое­ва­ни­ем. В Ат­ти­ке, ко­то­рую до­рий­цы обош­ли сто­ро­ной, про­цесс об­ра­зо­ва­ния го­су­дар­ст­ва но­сил им­ма­нент­ный ха­рак­тер, то­гда как в Спар­те боль­шую роль сыг­ра­ло имен­но за­вое­ва­ние. По­сле врем. упад­ка и де­цен­тра­ли­за­ции древ­не­го по­ли­тич. со­об­ще­ст­ва в Ат­ти­ке во­зоб­но­ви­лось по­сту­па­тель­ное по­ли­тич. раз­ви­тие, опо­рой для ко­то­ро­го ста­ло воз­ник­но­ве­ние близ древ­ней ци­та­де­ли но­во­го го­ро­да – Афин. На­чав­шее­ся объ­е­ди­не­ние ат­тич. зе­мель от­ра­же­но в тра­ди­ции как древ­ний си­ной­кизм – ссе­ле­ние час­ти на­се­ле­ния, в пер­вую оче­редь знат­ных се­мейств, в один центр и воз­ник­но­ве­ние об­ще­ат­ти­че­ских ор­га­нов вла­сти. Часть ан­тич­но­го пре­да­ния (Фу­ки­дид, Ари­сто­тель, Плу­тарх) свя­зы­ва­ла этот си­ной­кизм с ини­циа­тив­ной ро­лью ле­ген­дар­но­го ат­тич. ге­роя и ца­ря Те­сея. Од­на­ко об­щая ми­фо­ло­гич. и хро­но­гра­фич. тра­ди­ция от­но­сит Те­сея ещё к ми­кен­ско­му вре­ме­ни (ча­ще все­го к 13 в.), вслед­ст­вие че­го связь это­го ге­роя с позд­ней­шим си­ной­киз­мом долж­на быть от­верг­ну­та. Од­но­вре­мен­но с раз­ви­ти­ем го­ро­да шло об­ра­зо­ва­ние пер­во­на­чаль­ных со­сло­вий – зем­ле­дель­цев (гео­мо­ров), ре­мес­лен­ни­ков (де­ми­ур­гов) и зна­ти (ев­пат­ри­дов). Раз­ло­же­ние сель­ских об­щин, обед­не­ние кре­сть­ян­ст­ва, стра­дав­ше­го от дол­гов и ма­ло­зе­ме­лья, при­ве­ло в Афи­нах, как и по­всю­ду в Гре­ции в ар­хаич. пе­ри­од, к обо­ст­ре­нию со­ци­аль­ной об­ста­нов­ки и на­ча­лу де­мо­кра­тич. дви­же­ния. Его про­воз­ве­ст­ни­ка­ми ста­ли рас­пря в сре­де са­мой ари­сто­кра­тии (т. н. сму­та Ки­ло­на, ок. 630) и пер­вый опыт письм. за­ко­но­да­тель­ст­ва – за­ко­ны ар­хон­та Дра­кон­та (621). Гл. эта­па­ми фор­ми­ро­ва­ния афин­ско­го де­мо­кра­тич. по­ли­са ста­ли ре­фор­мы Со­ло­на (594–593), ти­ра­ния Пи­си­ст­ра­та и его сы­но­вей (560–510) и ре­фор­мы Клис­фе­на (508). Осн. мас­са на­ро­да – ко­рен­ное на­се­ле­ние Ат­ти­ки – от­стоя­ло свою сво­бо­ду и сфор­ми­ро­ва­ло гражд. кол­лек­тив, чёт­ко от­гра­ни­чен­ный от чу­же­зем­цев – пе­ре­се­лен­цев (ме­те­ков) и ра­бов.

Иная кар­ти­на на­блю­да­ет­ся в Спар­те. За­вое­ва­ние до­рий­ца­ми Ла­ко­ни­ки при­ве­ло к по­ра­бо­ще­нию ме­ст­но­го ахей­ско­го на­се­ле­ния, что бы­ло за­кре­п­ле­но пер­во­на­чаль­ной за­ко­но­дат. ре­фор­мой, свя­зан­ной с име­нем Ли­кур­га. Тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет это­му ле­ген­дар­но­му за­ко­но­да­те­лю, жизнь ко­то­ро­го от­но­сят ко вре­ме­ни ру­бе­жа 9–8 вв., все­объ­ем­лю­щее пре­об­ра­зо­ва­ние со­ци­аль­но­го и по­ли­тич. строя Спар­ты: на­де­ле­ние зем­лёй гос­под­ствую­ще­го со­сло­вия спар­тиа­тов и лич­но сво­бод­но­го, но не­пол­но­прав­но­го слоя пе­ри­эков; при­кре­п­ле­ние ме­ст­но­го зем­ле­дельч. на­се­ле­ния к на­де­лам спар­тиа­тов, уч­ре­ж­де­ние для по­след­них сво­его ро­да муж­ских то­ва­ри­ществ – сис­си­тий; на­ко­нец, оформ­ле­ние сис­те­мы управ­ле­ния в сле­дую­щем со­ста­ве: нар. со­б­ра­ние (апел­ла), со­вет ста­рей­шин (ге­ру­сия), два ца­ря, ис­пол­няв­ших функ­ции вер­хов­ных жре­цов и вое­на­чаль­ни­ков, и кон­троль­ный ко­ми­тет из пя­ти эфо­ров. Про­дол­же­ние до­рий­ца­ми Ла­ко­ни­ки за­вое­ват. по­ли­ти­ки при­ве­ло в 8–7 вв. к под­чи­не­нию ими со­сед­ней Мес­се­нии, зем­ля ко­то­рой бы­ла по­де­ле­на ме­ж­ду спар­тиа­та­ми, а на­се­ле­ние при­кре­п­ле­но к их на­де­лам. Та­ким об­ра­зом, в Спар­те за­вер­ши­лось фор­ми­ро­ва­ние осо­бо­го ва­ри­ан­та по­лис­ной, кор­по­ра­тив­ной струк­ту­ры: гражд. пра­ва­ми поль­зо­ва­лись толь­ко по­том­ки до­рий­цев-за­вое­ва­те­лей, спар­тиа­ты; за ни­ми за­кре­п­ля­лись в на­след­ст­вен­ное поль­зо­ва­ние уча­ст­ки зем­ли с при­кре­п­лён­ным к ним зем­ле­дельч. на­се­ле­ни­ем, по­лу­кре­по­ст­ны­ми-по­лу­ра­ба­ми ило­та­ми. При­ви­ле­ги­ров. ста­тус спар­тиа­тов под­чёр­ки­вал­ся тем, что они не долж­ны бы­ли за­ни­мать­ся ни зем­ле­де­ли­ем, ни ре­мёс­ла­ми – их един­ст­вен­ным за­ня­ти­ем бы­ло во­ен. де­ло. Ко­рен­ное от­ли­чие спар­тан­ско­го по­ли­са от Афин за­клю­ча­лось в том, что в Спар­те гражд. кор­по­ра­ция вклю­ча­ла в се­бя толь­ко до­рий­цев-за­вое­ва­те­лей, ме­ж­ду тем как ос­нов­ная, го­раз­до боль­шая по чис­лу мас­са ме­ст­но­го на­се­ле­ния, за­ня­тая про­из­во­дит. тру­дом, бы­ла низ­ве­де­на на по­ло­же­ние под­не­воль­но­го (ило­ты) или за­ви­си­мо­го (пе­ри­эки) слоя и ос­та­лась вне этой кор­по­ра­ции. От­сю­да осо­бая жё­ст­кость кор­по­ра­тив­но­го строя в Спар­те; по су­ще­ст­ву гражд. об­ще­ст­во здесь яв­ля­ло со­бой во­ен. ла­герь, все­гда го­то­вый к по­дав­ле­нию лю­бо­го де­мо­кра­тич. дви­же­ния, и в пер­вую оче­редь вос­ста­ний ило­тов. От­сю­да же це­ле­на­прав­лен­ная внеш­няя по­ли­ти­ка Спар­ты, ори­ен­ти­ро­ван­ная на соз­да­ние дру­же­ст­вен­но­го бло­ка го­сударств, оди­на­ко­во за­ин­те­ре­со­ван­ных в со­хра­не­нии кон­сер­ва­тив­ных со­ци­аль­но-по­ли­тич. тра­ди­ций. К кон. 6 в. эта цель бы­ла дос­тиг­ну­та по­сред­ст­вом ор­га­ни­за­ции Пе­ло­пон­нес­ско­го сою­за.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10