Что означает термин «утопия»? Обрисуйте в общих чертах основные идеи авторов утопий эпохи Средневековья. Какие идеи о правах человека и о государственном устройстве были разработаны в трудах мыслителей эпохи Просвещения? Какие противоречия возникли в обществе в первой трети XIX в.? Чем они были вызваны?
Каким быть обществу? Философов-мыслителей XIX в., как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее — революция или реформа? Куда движется история? Они искали ответы и на проблемы, возникшие с развитием индустриального общества: какими должны быть отношения между государством и личностью, между личностью и церковью, между новыми классами — промышленной буржуазией и наёмными работниками, каково отношение к собственности и многие другие. Ни учения просветителей XVIII в., ни революции в Европе и Америке не помогли разрешить социальные противоречия в обществе, обострившиеся в годы начавшейся индустриализации. В будущем промышленная революция приведёт к фантастическому росту производства и увеличению благосостояния всех членов общества, в том числе и рабочих, но это будет потом. Почти до конца XIX в. европейские государства не вели войну с бедностью, не проводили социальные реформы, низшие классы не имели своих представителей в парламентах.
В XIX в. в Западной Европе оформились три основных социальных учения: либерализм, консерватизм и социализм; каждое из них имело свой взгляд на пути развития общества и права личности.
Разрешено всё, что не запрещено. Вы помните, что основные идеи либерализма (от лат. liberalis — свободный) появились в эпоху Просвещения. В XIX в. они получили дальнейшее развитие как в теории, так и в практической деятельности ряда политиков. Главный принцип либерализма — право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел. Считая важнейшей ценностью индивидуальную свободу, прежде всего свободу от внешнего принуждения, либералы должны были определить её пределы. Что дозволено человеку? Ответ на вопрос был заложен ещё в Декларации прав человека и гражданина — разрешено всё, что не запрещено законом.
Но при этом либералы считали, что свободным может быть только тот, кто несёт ответственность за свои решения, т. е. прежде всего собственник, образованный человек.
Путь преобразований для либералов — это путь реформ, а ни в коем случае не революций.
Либералы выдвигали требование ограничения деятельности государства законом и провозглашали принцип разделения трёх ветвей власти, известный вам из учения Локка и Монтескьё. Отстаивая принцип свободы личности, либералы применяли его в решении социальных вопросов, утверждая, что каждый несёт ответственность за собственное благосостояние.
В экономической области либерализм выступает за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями без посредников, за борьбу, где выигрывает самый отчаянный, за не ограничиваемый государством товарообмен. От государства требуется только одно: оно должно обеспечивать свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего собственность.
Вы уже знаете, что индустриальная революция увеличивала число лиц наёмного труда, и либералы, чтобы сохранить влияние в обществе, должны были учитывать их интересы. В последней трети XIX в. появляется так называемый новый либерализм, сторонники которого отклонили учение о государстве — «ночном стороже». Они заявили, что государство должно проводить реформы, способные защитить наименее обеспеченные слои населения и предотвратить революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться достижения всеобщего благосостояния. В отличие от либерализма середины XIX в. новые либералы признавали за правительством и партиями право играть главную роль в урегулировании имеющихся в обществе противоречий.
В XIX в. либерализм стал идеологией ряда политических партий, например английских вигов, которые стали называть себя либеральной партией.
И всё же более влиятельной идеологией XIX в. был консерватизм, основные положения которого соответствовали традиционным взглядам на развитие общества и положение личности.
Сохранять традиционные ценности! Почти всё социальное законодательство XIX в. было принято по инициативе консерваторов. Не противоречит ли это тому, что мы о них знаем? Ведь консерватизм (от лат. conservatisme — охранять, сохранять) — это учение, возникшее ещё в XVIII в., стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей.
Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению либеральных взглядов и влиянию революционных идей. Его главный принцип — сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. В отличие от либералов консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, а в области экономической жизни — право на регулирование экономики, если это необходимо для сохранения традиционных ценностей (но без покушения на святое право собственности). Поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения «охранительных» социальных реформ, но только как самое крайнее средство. Они не верили в возможность социального равенства всех людей, выступали сторонниками сохранения сословных и классовых различий. «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага», — говорили они.
Популярность неолиберализма встревожила консерваторов: возникла реальная угроза потери голосов избирателей на выборах в парламенты. Им пришлось согласиться с тем, что общество должно стать более демократическим, что требуется расширить избирательные права населения, что государство не должно вмешиваться в экономику.
Стремясь сохранить традиционные ценности в условиях развивающейся модернизации во второй половине XIX в., консерваторы провели ряд реформ.
Почему появились социалистические учения? Наряду с либерализмом и консерватизмом в XIX в. в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защиты общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма, развивавшиеся во многих произведениях мыслителей XVI—XVIII вв. В начале XIX в. возникли учения Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна. Эти мыслители были обеспокоены судьбой разорявшихся ремесленников и работников рассеянной мануфактуры, движением фабричных рабочих в первом поколении, ещё помнивших более благополучную жизнь в собственном доме, и пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, нищеты и вражды между членами общества, где человек будет защищён и уважаем. Их учения называют как утопическим социализмом, так и критическим социализмом. Почему? Авторы утопических учений не всегда знали, как изменить общество, но их заслуга заключалась в том, что они подвергали резкой критике старый мир. Отсюда и название этого направления в социалистической идеологии — утопический, критический социализм.
Анри Сен-Симон
Идеи этих мыслителей пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, разорявшихся или терявших работу. Учение социалистов-утопистов было несбыточным, но разочарованным и униженным людям хотелось верить в этот «сон золотой».
«Золотой век человечества не позади нас, а впереди». Эти слова принадлежат графу Анри Сен-Симону (1760—1825).
В юности Сен-Симон познакомился с трудами Руссо, его учителем был один из составителей «Энциклопедии» д’Аламбер. Молодой граф мечтал о подвигах, он принимал участие в борьбе американских колонистов за независимость. Затем — революция во Франции, которую он безоговорочно принял.
Вся деятельность мыслителя, его книги посвящены выработке планов по усовершенствованию человеческого общества. Сен-Симон видел идеал социально-политического устройства общества в новой «промышленной системе», в создании «общества индустриалов», в котором интересы рабочих и предпринимателей совпадут. Но как создать такое общество?
Мыслитель считал, что современное ему общество состоит из двух основных классов — праздных собственников и трудящихся-индустриалов. К первым относятся крупные землевладельцы и капиталисты-рантье, не участвующие в производственном процессе, военные и крупные чиновники. Класс индустриалов — это остальные 96% населения, куда входят все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники и фабриканты, купцы и банкиры, учёные и художники. Доходы собственников Сен-Симон считал паразитическими, доходы индустриалов — трудовыми. Главное в мире — промышленность, от её развития зависит состояние общества. Он не выступал против частной собственности, но считал необходимым установить над ней контроль со стороны общества. Его учение — сенсимонизм — имело много последователей. Сен-Симону удалось собрать вокруг себя талантливых людей, многие из которых после смерти мыслителя стали пропагандировать его идеи.
Превратить мир в «дворец благоденствия». Критически относился к современному ему обществу и мечтал о его переустройстве и Шарль Фурье (1772—1837).
Мыслитель предлагал преобразовать общество с помощью объединений тружеников — фаланг, в которых не будет наёмного труда и заработной платы. Все доходы будут распределяться в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта». Бедняки вкладывают свой труд, капиталисты — необходимые для развития производства средства, учёные — свой талант. В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство, однако сама обстановка созидательного труда превратит капиталиста в труженика.
Шарль Фурье
Чтобы преодолеть однообразие труда, все должны в обязательном порядке переходить от одной работы к другой. Каждому человеку гарантируется прожиточный минимум, и труд из подневольного превратится в свободный. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. Таким представлялся Шарлю Фурье идеальный мир.
Создатель «Новой гармонии». Известный английский социалист Роберт Оуэн (1771—1858) надеялся решить все социальные противоречия путём улучшения условий труда и быта наёмных рабочих. Он считал необходимыми замену частной собственности общественной и отмену денег.
Роберт Оуэн родился в небогатой семье мелкого лавочника. Учиться в школе ему пришлось всего два года. Со временем он стал совладельцем и управляющим текстильной фабрики, где начал претворять в жизнь свои идеи. Прежде всего ему хотелось доказать, что угнетение рабочих не является обязательным условием эффективного производства. На своей фабрике Оуэн создал для рабочих хорошие условия труда и быта: он ограничил рабочий день десятью с половиной часами, открыл при фабрике школу, детский сад, построил для работников образцовую деревню. Гуманное отношение к работникам и рациональное использование их труда позволили достигнуть высокой производительности труда. Но его опыт не стал примером для хозяев других фабрик.
Тогда Оуэн выработал план переустройства общества на основе отмены денег и частной собственности, введения совместного труда. Мыслитель верил, что власть имущие и богатые поймут преимущества нового устройства общества, но ни американский президент, ни русский царь Александр I, ни парижские банкиры, к которым он обращался, ему не ответили.
Роберт Оуэн
Оуэн с сыновьями уехал в США, где купил участок земли и в 1825 г. основал коммуну «Новая гармония». В коммуне осуществлялся принцип «каждому по потребностям». Но в 1829 г. это предприятие разорилось, не выдержав конкуренции фермерских хозяйств, основанных на частной собственности и индивидуальном труде. Оуэн потерял своё состояние и вернулся в Англию, где проповедовал необходимость создания производственных кооперативов, организованных на коммунистических принципах, стал одним из организаторов первых английских профсоюзов.
Сен-Симон, Фурье, Оуэн жили для людей, ничего не искали лично для себя. Фурье умер почти нищим. Эти мыслители имели учеников и последователей, но воплотить в жизнь их учения никому не было дано, хотя такие попытки имели место. Ученики Фурье делали попытки воплотить в жизнь его учение, им удалось создать в США около 40 общин, но все они распались. Ученики Оуэна создавали предприятия, основанные на принципах уравнительного коммунизма, но они не выжили в условиях конкурентной борьбы.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразования общества. Дальнейшее развитие учение о создании нового общества получило в трудах Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895).
30—40-е гг. в Европе — время острых социальных конфликтов. Под влиянием социалистических идей и противоречий в обществе Маркс и Энгельс создали новое философское учение об устройстве и о развитии общества, получившее название марксизм.
Коротко теория социалистической революции К. Маркса заключалась в следующем: с течением времени обнищание народных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; это приведёт к обострению классовой борьбы, руководство которой должны взять на себя социал-демократические партии; в высокоразвитых странах победит социалистическая революция, в результате которой установится диктатура пролетариата, произойдёт отмена частной собственности, сопротивление буржуазии будет подавлено.
В новом обществе, указывал Маркс, человек получит возможности для всестороннего, гармоничного развития. Детальной разработки будущего коммунистического общества в марксизме нет, указываются лишь его общие черты. Главные принципы нового общества: установление политических свобод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают, обязанность государства регулировать экономику с целью обеспечения социальных прав всех граждан. Человек в новом обществе должен руководствоваться принципом свободы, которая достигается обеспечением, а не только провозглашением всех социальных прав.
Марксистское учение было изложено в программном документе созданного в 1847 г. Союза коммунистов (международной коммунистической организации) — Манифесте Коммунистической партии и в более поздних работах.
Учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабочего класса как «могильщика буржуазии» составляет основу марксизма.
При участии Маркса был создан I Интернационал, или Международное товарищество рабочих (1864—1876), главная задача которого заключалась в сплочении сил международного пролетариата. Высшим органом Международного товарищества рабочих стал созываемый ежегодно конгресс, избиравший из своего состава сроком на один год Генеральный совет — верховный орган Интернационала в промежутках между конгрессами. Рабочие объединения входили в состав Интернационала на правах секций. Активное участие в деятельности этой организации принимали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Впоследствии Маркс и Энгельс несколько изменили свои взгляды и перестали считать единственным методом разрешения противоречий в обществе пролетарскую революцию. Изменившаяся действительность (успехи индустриальной революции и демократические завоевания трудящихся, переход ряда правительств к политике социальных реформ) заставила пересмотреть прежние положения учения.
Анархизм. Одной из разновидностей социализма в XIX в. стал анархизм (от греч. anarchia — безвластие). Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские, часть из которых встала на позиции террористической деятельности, и мирные, например движения кооператоров. Но в любом из этих течений сохранялось то главное, что было характерно для анархизма: во-первых, вера в хорошие стороны человеческой природы, в возможность между людьми того общения, которое основано не на насилии и принуждении, а на свободном и любовном отношении друг к другу, во-вторых, убеждение в необходимости уничтожения государственной власти, осуществляющей насилие над личностью.
Среди крупнейших теоретиков и деятелей анархизма следует назвать Пьера Жозефа Прудона (1809—1865), М. А. Бакунина (1814—1876), П. А. Кропоткина (1842—1921).
В период промышленной революции среди разорявшихся мелких собственников и ремесленников, надеявшихся стать собственниками, были популярны идеи Прудона, бывшего совладельца маленькой типографии, потерпевшей банкротство. В работе «Что такое собственность?» Прудон подверг острой критике частную собственность, написав: «Собственность есть кража». По сути же он выступал только против крупной собственности, особенно против собственности банкиров и ростовщиков. В мелкой собственности Прудон видел основу прогресса и свободы личности. Он считал, что для счастья людей следует уничтожить деньги. Идеальным Прудону представлялось общество, состоящее из мелких товаропроизводителей, обладающих равной собственностью.
Промышленная революция XIX в., охватившая страны Западной Европы и США, развитие индустриального общества внесли глубокие изменения в мировоззрение населения этих стран. Наряду с консерватизмом, занимавшим ещё господствующее место в идеологии, оформились либеральное и социалистическое течения политической мысли, отражавшие изменения во взглядах общества на проблемы государства, политики и личности.
1. Объясните утверждения, приведённые в параграфе: «Разрешено всё, что не запрещено законом», «Сохранять традиционные ценности!», «Золотой век человечества не позади нас, а впереди», «Собственность есть кража». 2. Охарактеризуйте основные взгляды либералов на развитие общества, роль государства и права человека. 3. Перечислите основные принципы консерватизма. Подумайте, какие различия имелись во взглядах либералов и консерваторов по проблемам роли государства в обществе и прав человека. 4. Расскажите об основных принципах марксистского учения. 5. Заполните таблицу «Основные идеи общественно-политических учений XIX в.».
Вопросы для сравнения | Либерализм | Консерватизм | Социализм | Анархизм |
Роль государства в экономической жизни | ||||
Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем | ||||
Пределы индивидуальной свободы |
1. Подумайте, какие общие черты имелись в учениях либералов и мыслителей эпохи Просвещения. 2. Назовите причины развития социалистических учений в первой половине XIX в. 3. Многие современники, познакомившись с учениями социальных утопистов, сочли их безумными. Это дало повод французскому поэту Беранже написать следующие строки: «Господа! Если к правде святой / Мир дороги найти не умеет, / Честь безумцу, который навеет / Человечеству сон золотой!» Обсудите с одноклассниками оценку, которую дал поэт социальным утопистам. Согласны ли вы с ней? 4. Согласны ли вы с тем, что анархизм считается одним из течений социализма? Свою точку зрения докажите. 5. Вы прочитали о Сен-Симоне, Фурье, Оуэне. Чья жизнь вызвала у вас наибольший интерес и почему?
Из книги Р. Оуэна «О новом нравственном мире»
Частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком…
Частная собственность отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей… Она служила причиной войн во все предшествующие эпохи… и побуждала к бесчисленным убийствам…
Происходящая сейчас борьба за личное обогащение… разрушает самые лучшие и благородные свойства человеческой природы, взращивая и поощряя все низменные чувства и страсти.
В чём автор видит зло, исходящее от частной собственности? Используя свои знания по курсу истории, приведите примеры, подтверждающие точку зрения Р. Оуэна.
Из Манифеста Коммунистической партии К. Маркса и Ф. Энгельса (извлечение)
История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче – угнетающий и угнетённый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…
Современное буржуазное общество поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы…
В той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т. е. капитал, развивается и пролетариат, класс современных рабочих…
Основным условием существования и господства класса буржуазии является накопление богатства в руках частных лиц, образование и увеличение капитала. Условием существования капитала является наёмный труд…
Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Её гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны.
Какие процессы в развитии капиталистического общества должны, с точки зрения авторов документа, привести к его гибели? Какие положения марксистского учения совпадают с положениями теории утопического социализма и в чём заключаются различия?
«Каждый будет извлекать из общества пользу, прямо пропорциональную своему общественному положению»
Детство Сен-Симона протекало в старом родовом замке на севере Франции. Мальчик получил прекрасное домашнее образование, а в его характере сформировались такие черты, как твёрдость, свободолюбие и уверенность в своём высоком общественном призвании.
Воспитанный на идеях Просвещения и на опыте американской революции, Сен-Симон с радостью принял события 1789 г. О потере родового поместья он не сожалел, а от графского титула и древнего имени официально отказался и принял имя гражданина Бонома (фр. — простак, мужик). В 1791 г. Сен-Симон переезжает в Париж. При якобинцах в качестве политически неблагонадёжного он был заключён в тюрьму, затем, освобождённый при термидорианцах, занимается коммерческой деятельностью, путешествует, изучает науки. Основные работы мыслитель написал в 1802—1825 гг.
Сен-Симон был уверен в том, что только знания могут способствовать переустройству общества. Известно, что, когда Наполеон Бонапарт спросил у него, насколько высоко он оценивает его планы завоевательных походов, которые должны привести Францию к мировому господству, Сен-Симон ответил: «Довольно почёта Александрам Македонским, да здравствуют Архимеды!» Мыслитель считал, что государствами должны править философы. Его модель общества—«промышленная система», в которой расцвет науки, искусств и ремёсел обеспечит развитие производства, где труд обязателен для всех. Предполагалось создать равные возможности для того, чтобы каждый мог раскрыть свои способности и в зависимости от этого получить количество товаров и услуг.
Последние годы жизни Сен-Симон посвятил разработке планов создания справедливого общества. Он считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», т. е. с рабочими, используя для этого проповедь христианской морали.
Подведём итоги
Изменения во всех сферах жизни общества привели к тому, что промышленный переворот стали называть индустриальной (промышленной) революцией, а XIX в. — машинным веком.
XIX в. — век технического прогресса. Развитие машиностроения, новые изобретения в металлургии, переворот в средствах связи и транспорта, новые дороги, мосты, туннели — всё это меняло жизнь людей.
Быстро росли города и городское население. Первые промышленные районы, угольные бассейны Великобритании, Бельгии, Франции и Германии, покрываются густой сетью промышленных городов. Рост городов, являвшийся признаком разрушения традиционного общества, ещё больше обострял социальные проблемы. Многие жители промышленных центров жили в нищете, в перенаселённых домах, где отсутствовали необходимые условия для нормальной и здоровой жизни.
Происходила революция и в технике земледелия. Усовершенствование сельскохозяйственного производства позволяло удовлетворить потребности растущего населения в продуктах питания. В Англии крестьянство исчезает и землю обрабатывают сельскохозяйственные рабочие и фермеры. Однако континентальная Европа оставалась ещё крестьянской.
Завершение промышленной революции привело к возникновению монополий, мощных корпораций, но при этом сохранялись средние и мелкие предприятия.
Промышленная революция меняла социальный состав общества. Рядом со старой, родовой аристократией появлялась аристократия новая, чья «избранность» была основана на деньгах. В экономической и политической жизни всё громче заявляла о себе буржуазия, и больших успехов добивался тот, о ком говорили: «Человек, который всем обязан самому себе».
Новым явлением в общественной жизни в XIX в. стало появление среднего класса, объединившего самые разные слои общества — мелкую буржуазию, служащих частных компаний и государственных учреждений, лиц «свободных профессий». Наличие среднего класса придавало устойчивость обществу, революциям он предпочитал реформы.
Усилилась неоднородность рабочего класса в индустриальных странах. Значительную его часть составляли квалифицированные рабочие, имевшие приличный заработок и прочное положение на предприятии.
Ещё сохранялось широкое применение дешёвого женского и детского труда, и это вызывало движения протеста. Под их давлением правительства ряда стран, прежде всего Англии и Франции, приняли законы, ограничивающие его применение. Чертой нового, индустриального общества стало женское движение за уравнение в правах.
Вопрос о том, каким быть обществу, всегда волновал людей. Ответ на этот вопрос пытались дать социальные учения — либерализм, консерватизм и социализм. Каждое из этих учений имело своих последователей.
Модернизация охватила и процесс развития науки. Ускоренное движение индустриальной революции требовало использования научных знаний. Наука рождала новую научную картину мира, а технический прогресс позволил создавать необходимые для научных исследований приборы. Многие достижения науки принесли людям большую практическую пользу (медицина, микробиология и др.).
Постепенно шёл процесс формирования гражданского общества, где личность может реализовать свои прирождённые права на жизнь, свободу и собственность.