§ 7. Культура Византии

Что такое античная культура?

Каков был вклад древних греков и римлян в сокровищницу мировой культуры?

В начале Средних веков Византия не пережила таких нашествий, как Западная Европа. Не было в этой стране и упадка культуры. Поэтому она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

1. Развитие образования. В VII—VIII веках греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках, умеющих грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Грамотные люди встречались даже среди крестьян и ремесленников.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счёту и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних учёных, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских учёных и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи.

Византийский ковёр

Византийская монета. VI в.

В IX веке при императорском дворце в Константинополе была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

2. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских учёных — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали и в Западной Европе. В самой Византии было немало учёных и творческих людей. Лее Математик (IX век) изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние и автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой.

Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремёсел и медицины дало толчок изучению химии. Был изобретён «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков Прокопия Кесарийского (VI век), Льва Диакона (X век), Дуки (XIV век) создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура и живопись. С принятием христианства изменилось назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор — помещение у западного, главного входа; неф (по-французски — корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только священнослужители. Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращён на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр Земли — Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа.

Применение «греческого огня». Миниатюра XIII в.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот собор главной церковью всего христианского мира. Его сооружали в течение пяти лет, строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Для отделки Святой Софии впервые применили мрамор различных цветов и оттенков — розового, зелёного, тёмно-серого и белого, причудливым узором выложив его плиты на стенах. Внутри храм Святой Софии поражал размерами и красотой.

Храм Св. Софии в Константинополе. Современный вид. После 1453 г. храм был перестроен в мечеть

Центральное помещение храма Св. Софии

В основаниях гигантского купола (диаметром 31 м) располагаются 40 окон. Это создаёт впечатление, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X—XI веках вместо вытянутых прямоугольных храмов стали возводить крестово-купольные. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Храм выглядел более лёгким, устремлённым ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками. Фрески писали водяными красками по сырой штукатурке.

В православных храмах и жилищах важное место занимали иконы. В отличие от мозаики и фрески икону можно перенести с места на место, подарить, взять с собой в путешествие или в военный поход. Одна из наиболее почитаемых на Руси икон Богоматери — Владимирская — была привезена из Византии.

В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Иконы, фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных». Ведь простые европейцы тогда, как правило, не умели читать. А в Западной Европе до XVI в. текст Библии и вовсе был непонятен людям, ведь её переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Да и многие рядовые священники с трудом понимали латынь. Лишь церковные изображения и проповеди знакомили простых людей с содержанием христианства.

Капитель в храме Св. Софии

4. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран, и чаще всего Италии, приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов и греческого языка, чтобы читать «умные книги». У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно большое влияние оказала византийская культура на развитие и культуру славян. В IX—X веках киевские князья совершали военные походы в Константинополь. Именно здесь заканчивался торговый путь из варяг в греки, вдоль которого возникло Древнерусское государство. В 911 и 944 годах были заключены торговые договоры князей Олега и Игоря с Византией.

Повседневная жизнь византийцев

В бытовых привычках и обычаях византийцы сильно отличались от западноевропейцев. Здесь кипела городская жизнь, люди были более открытыми, как в античных полисах. Во время общественных праздников столы накрывали для всех прямо на улицах.

В столице империи многоэтажные узкие дома буквально лепились друг к другу. Сохранился рассказ о ссоре соседей – оратора Зинона и механика Анфимия из-за пристройки, которая загораживала свет. Не сумев переспорить красноречивого соседа, механик устроил в его доме искусственное землетрясение.

Византийцы заботились о своём внешнем виде, любили посещать бани. Патриарх даже потребовал закрывать их в воскресный день, чтобы верующие молились в Святой Софии.

Женщины делали замысловатые причёски, напоминавшие шатёр или башню. Знатные юноши носили сапоги, расшитые узорами из шёлка. Высмеивая таких модников, осторожно ступавших по грязи и пыли, Отец церкви Иоанн Златоуст советовал им вешать сапоги на шею или положить себе на голову. Аристократы гуляли по улицам в пышных костюмах с вышитыми на ткани картинами: пейзажами, фигурами животных, даже евангельскими сюжетами.

Богоматерь с Иисусом. Деталь мозаики собора Св. Софии. X в.

В конце IX века Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии.

С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашёнными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось ещё в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных учёных и писателей.

1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов? 2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно? 3. Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера – изнутри? 4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа. 5. Уточните по словарю значение слов «мозаика», «фреска», «икона». Чем различается техника создания мозаики, фрески, иконы? 6. В чём состояла важность контактов других стран и народов с Византией?

1. Сделайте вывод: почему образование и наука в Византии в VI-XI веках были развиты лучше, чем в Западной Европе? 2. Документы сообщают, что в день освящения храма Святой Софии император Юстиниан воскликнул: «Слава Всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошёл тебя, Соломон!» Как вы понимаете эти слова? Почему Юстиниан сравнил себя с библейским царём Соломоном? 3. Найдите в книгах или в Интернете изображение базилики (вытянутого прямоугольного здания церкви) или крестово-купольного храма, кроме упомянутой в параграфе церкви Святой Софии. Укажите на этом изображении те части здания, о которых вы узнали из текста. 4. Подготовьте презентацию (5-6 слайдов) о влиянии византийской культуры на культуру Древней Руси. 5. Напишите сочинение от имени путешественника-франка, который впервые увидел церковь Святой Софии. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?