Вспомните основные черты повседневной жизни крестьян и горожан в период Средневековья.
Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но представляете ли вы, в каких условиях изо дня в день жили тогда люди? Какой была продолжительность жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чём просили Бога?
«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны». Из истории Средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные сеньориальные повинности крестьяне воспринимали как должное — ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры.
Повседневными же врагами человека в то время были чума, голод и война.
«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» — этими словами начиналась молитва французских крестьян в XVII в.
Постоянные войны рождали у населения чувство неуверенности и страха. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила себя сама: солдаты жили за счёт беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишённых права носить оружие.
Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза. Голод был частым гостем в основном из-за крайне низких урожаев. В Германии, например, между 1660 и 1807 гг. в среднем каждый четвёртый год был неурожайным.
И наконец, страх вызывали эпидемии, в первую очередь чумы и оспы. Чума, бывшая бичом в эпоху Средневековья, не оставляла людей и в начале Нового времени. В Париже она свирепствовала в 1612, 1619, 1631, 1638, 1662 и 1688 гг. Шесть эпидемий только за одно столетие! С XVIII в. наступает некоторое облегчение, и всё же ещё в 1720 г. в Тулоне и Марселе случилась страшная эпидемия чумы. По словам историка, в результате погибла половила марсельских жителей. Улицы были полны трупов, которые некому было убирать.
Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспа и сыпной тиф. В XVIII в. оспа поражала 95 человек из 100, а умирал каждый седьмой больной. Сыпной тиф (его называли «алая лихорадка») буквально косил людей.
Чувство страха и неуверенности поддерживалось чередой этих бедствий. Не успеет население оправиться от эпидемии, как начинается холодная зима, затем следует неурожай, и так бесконечно.
«Столетия редкого человека». В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Особенно высока была смертность среди новорождённых. Немногие дети успевали стать взрослыми. В те времена 40-летние считались стариками и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни составляла 30 лет.
Только в XVIII в. начинается постепенный рост численности населения (от 100 млн человек в 1650 г. до 187 млн человек к 1800 г.). «Столетия редкого человека» уходят в прошлое.
Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между 20 и 40 годами. Вы спросите — почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. Кто, как не женщина, при недостатке еды отдаёт свой кусок детям и мужу, кто больше заботится о том, чтобы было чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть — женщины.
«Грим и пудра вытесняют мыло». Размах эпидемий можно объяснить прежде всего низким уровнем личной гигиены и почти полным отсутствием медицинской помощи.
Нижнее бельё прочно вошло в повседневный быт европейцев только в XVIII в. Ещё сложнее обстояло дело с мытьём. Если в XIV—XV вв. бани имелись в каждом городе и охотно посещались жителями, то в XVI—XVIII вв. они почти исчезли или сохранялись как место лечения. Объяснить это просто: с ростом эпидемий они превращались в рассадник заразы и их стали бояться. В Лондоне, например, в 1800 г. не было ни одного банного заведения. Правда, в зажиточных домах имелись «мыльни», расположенные в полуподвальных помещениях, где стояли деревянные кадки и можно было вымыться горячей водой.
Стадо быков и овец в Сохо в конце XVIII в.
Предположите, кому могло принадлежать стадо.
Ванные комнаты в те времена были большой редкостью даже в богатых домах.
Распространению эпидемий способствовало и отсутствие канализации. Это было особым бедствием европейских городов. Проблемой очистки Парижа занималась даже Королевская академия наук.
«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!..» В те времена питание европейцев зависело от времени года и от климата. Но главное — от имущественного положения семьи. Недаром говорили: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!..»
В XVI—XVIII вв. основу питания составляли растительные продукты, да и то в силу низких урожаев их недоставало. Пшеница, рис, кукуруза (появившиеся после открытия Нового Света) были малодоступны, белый хлеб до XVIII в. являлся редкостью и считался предметом роскоши. Европейцы питались грубыми похлёбками и кашами, в деревне ели в основном овёс, просо, ячмень.
Только между 1750 и 1850 гг. произошла «революция» белого хлеба, к тому времени пшеница вытеснила прочие зерновые (прежде всего в Англии).
Труден был и путь картофеля на стол европейца — к этой культуре, привезённой из Нового Света, долго относились с недоверием. Окончательно картофель вошёл в рацион на рубеже XVIII—XIX вв., но в Европе он считался пищей бедняков.
Дом знатного дворянина
Мясо население европейских стран ело не часто, обычно раз в неделю, да и то солонину. Так было и в Германии, и в Англии, и в других странах.
Очень важным дополнением к такой скудной пище являлась рыба. В прибрежных городах и деревнях люди выживали благодаря тому, что ею питались сами и кормили детей. Потребление рыбы предписывалось и религией, так как в христианском календаре насчитывается более 150 постных дней.
В домах богатых людей и в те времена пища была разнообразной и обильной.
В XVIII в. в Европе вошли в употребление новые напитки — чай, кофе, шоколад. Современник писал в 1782 г.: «Нет ни одного буржуазного дома, где бы вам не предложили кофе. Нет ни одной продавщицы, кухарки, горничной, которая бы не пила за завтраком кофе с молоком». В XVI—XVII вв. в Европе возрастает потребление сахара.
Вкусная еда имела много почитателей, и уже в XVI в. существовали кулинарные книги и умелые повара (эта профессия высоко ценилась). Судя по рецептам приготовления пищи, в те времена готовили изысканные блюда из мяса, дичи, рыбы, овощей. В пищу добавляли много пряностей.
Развито было и домашнее консервирование фруктов и овощей.
В домах богатых горожан имелись кладовые и погреба для хранения припасов. Семьи вели специальные книги, где планировали все необходимые закупки продуктов и других предметов первой необходимости. Ведение домашнего хозяйства считалось делом сложным, каждый член семьи имел свои обязанности.
1. Объясните, почему молитва французских крестьян начиналась словами: «Избави нас. Господи, от чумы, голода и войны». 2. Объясните выражение «столетия редкого человека». 3. Почему в XVII в. люди часто болели? 4. Как вы понимаете выражение: «Скажи мне, что ты ешь. и я скажу, кто ты есть»?
1. Почему в раннее Новое время люди не могли быть уверены в завтрашнем дне? Какие события вызывали у них арах и неуверенность? 2. Какими причинами вы можете объяснить медленный рост численности населения в Европе в XVI—XVII вв.? 3. Обсудите в классе, произошли ли изменения в повседневной жизни человека в XVI—XVII вв. по сравнению с XIV—XV вв. 4. Подготовьте и проведите экскурсию по Лондону XVII в. по одной из тем: «Лондон XVII в. – самый большой европейский город», «Лондон – крупный торговый центр», «В гостях у лондонского богача», «В гостях у лондонского бедняка», «Развлечения лондонцев». Используйте дополнительные материалы учебника и интернет-ресурсы.
Менялись эпохи — менялась мода
Все знают, что мода не стоит на месте, что причёски, фасоны одежды бесконечно меняются. Но что стоит за этим движением моды? Что влияло на её изменения в раннее Новое время?
Когда в Италии в эпоху Возрождения пробудился интерес к личности человека, мода установила новые каноны красоты лица и тела. Идеалом стал считаться высокий рост, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. В моду вошли белокурые волосы и высокий лоб, поэтому волосы стали красить и над лбом их сбривать, а брови выщипывать. Наиболее модными женскими причёсками становятся толстые и длинные косы. Причёски дам из высшего общества украшались тонкими сеточками, изготовленными из золота и серебра. Этот идеал красоты воплощён на портретах художников эпохи Возрождения.
При помощи одежды старались показать, к какой группе общества принадлежит тот или иной человек. Фасон рукава свидетельствовал о положении человека. Женские платья богато украшались вышивкой, золотыми цепями и другими драгоценностями. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых — короткие, для пожилых — длинные. И сейчас такие длинные плащи сохранились в ряде стран как университетская одежда.
Одним из самых модных головных уборов считался берет, украшенный перьями.
Возвышение в XVI в. Испании привело к тому, что моде и нравам испанского двора начали подражать во всех странах. В отличие от моды итальянского Возрождения, стремящейся подчеркнуть красоту тела, испанская мода оказалась под влиянием геометрических форм. Костюмы шились из дорогого бархата и парчи, расшивались золотыми и серебряными нитями, украшались драгоценными камнями и жемчугом, золотыми цепочками и поясами, а также очень дорогими воздушными кружевами. После открытия Нового Света золота и драгоценных камней в стране имелось достаточно.
Испанская мода естественные формы тела заменяет искусственными. Этому помогают подбитые толстыми тканями мужские куртки (их называли «гусиное брюхо»), корсеты, металлические пластинки на лифе женского платья. Юбка поддерживалась металлическими обручами, на которые ткань натягивалась, как на барабан. Платья были тверды и неподвижны, и женщина в них выглядела как неприступная крепость. Талию делали очень узкой, а на треугольном лифе (прямая линия плеч и зауженная талия) носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями, которые должны были демонстрировать всем веру и богатство.
Мужские костюмы напоминали рыцарские доспехи. Испанская куртка, подбитая ватой, с короткими полами, подчёркивающая стройную талию, напоминала рыцарские латы, а жёсткие кружевные воротники как бы защищали шею. Средневековый шлем заменила высокая жёсткая шляпа с узкими полями. Испанские костюмы являлись образцом портновского мастерства — испанская мода славилась на всю Европу.
Костюмы состоятельных англичан. Начало XVII в.
Во второй половине XVII в., в пору расцвета абсолютизма, центром моды становится Франция. С этого времени моду в Европе стал диктовать Париж.
Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы носили сложные причёски, поддерживавшиеся проволочным каркасом. Их платья шились из парчи и шёлка, богато украшались кружевами. Модными дополнениями являлись шейные платки, веера, пуговицы, бахрома. Обувь украшали серебряными пряжками. Талия по предписанию моды должна была быть не толще, чем у осы, и для этого её нещадно затягивали в корсет.
Как вы поняли, костюм был визитной карточкой человека — по нему можно было определить, к какому слою общества он принадлежал. Поэтому, если у крестьянина или горожанина водились деньги, он не имел права одеваться как представители высшего общества. Существовали даже «запретительные» постановления, касающиеся костюмов.
В 1548 г. Карл V, король Испании и император Священной Римской империи, издал указ, в котором говорилось, что одежда должна помогать отличать «князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, а бюргера от крестьянина». Как видите, одежда отражает историческую эпоху, её порядки, взгляды на жизнь, представления о красоте.
Лондон Тюдоров и Стюартов
Черты, присущие европейским городам Нового времени, можно увидеть на примере Лондона. Даже в конце XVII в., когда по численности население Англии стало меньше, чем Франции, Германии, Италии и Испании, Лондон оставался самым большим городом Европы. К 1700 г. здесь проживала десятая часть населения страны, примерно 550 тыс. человек, а к середине XVIII в. число лондонцев возросло до 675 тыс. Город рос, несмотря на высокую смертность населения от чумы и других эпидемий. Остальные же города Англии были невелики, немногие из них могли похвастаться численностью в 10—20 тыс. человек.
Столица Англии состояла из нескольких частей: Сити, деловой центр города; Вестминстер, район, где обитали король, парламент и богачи; вдоль Темзы тянулись кварталы, заселённые простолюдинами; на левом берегу реки располагалось предместье Саутуорк с узкими улицами, где находились и некоторые театры (к 1630 г. их в Лондоне было шестнадцать, в то время как в Париже один).
Из чего строился Лондон? С начала XV в. в застройке города широко применялся кирпич, особенно после великого пожара 1666 г., уничтожившего три четверти города, почти 13 тыс. домов. Крыши стали покрывать черепицей. При новой застройке улицы делали шире, появлялись новые площади. Но в целом город оставался грязным, уборка улиц производилась властями крайне редко — чаще всего после эпидемий. В ночное время город освещался лунным светом, и только в конце XVII в. впервые одному горожанину был выдан патент на исключительное право освещения улиц масляными фонарями.
Лондон развивался как крупный торговый центр и славился своими рынками. Их было много, но особенно большими размерами отличался Лондонский крытый рынок, заново отстроенный после пожара 1666 г.
История сохранила память и о ярмарках, ежегодно проводившихся в столице Англии. С развитием торговли как грибы после дождя росли лавки: к 1700 г. их насчитывалось от 300 до 400, многие из них имели роскошную отделку. В 1728 г. французский путешественник, пришедший в восторг от витрин лондонских лавок, писал: «Чего у нас во Франции обычно нет, так это стекла, каковое очень красиво и очень прозрачно. Лавки окружены им, и обыкновенно позади него выкладывается товар, что оберегает его от пыли, делает доступным для обозрения прохожими и придаёт лавкам красивый вид со всех сторон».
Лондон в XVII в.
Лондон того времени нельзя себе представить без снующих по улицам разносчиков, проникающих в самые отдалённые места города.
Строительство жилья зависело от кошелька заказчика. Дома богатых людей становились с каждым десятилетием всё роскошнее, украшались нарядной лейкой, обставлялись стильной мебелью из дорогих пород дерева. Для отделки комнат применялись деревянные панели, матерчатые и бумажные обои. Уже в XVII в. в жилых помещениях стали устанавливать камины. Полы обычно покрывались каменными или керамическими плитками, однако очень богатые люди могли позволить себе деревянный паркет.
Богатые дома делились на парадную и жилую части. В первой принимали гостей, вторая служила для жизни семьи. Коридоров не было, все комнаты, даже спальни, были проходными. Увеличивались размеры окон, в комнатах стало светлее. В богатых домах в окна вставляли стёкла, в бедных — промасленную бумагу.
Жильё бедняков находилось в трущобах, о канализации там и не слышали, зато голод и болезни повседневно находились рядом с обитателями этих районов.
Самые бедные семьи ютились в одной комнате, семьи чуть побогаче в двух. Бедняки почти совсем не имели мебели. Часто всё их имущество состояло из стола и скамеек, деревянной кровати с тюфяком и подушками, сундука, в котором хранилась одежда, да кухонной утвари (квашня для теста, котелок, сковорода). А самые бедные спали на соломе, брошенной на пол.
В свободное время — в нерабочие дни — лондонцы любили принимать участие в уличных развлечениях. Акробаты балансировали на флюгере, укреплённом на шпиле собора Святого Павла; на площадях устраивались выставки собак, петушиные, кабаньи и крысиные бои; демонстрировали своё искусство жонглёры и фокусники; по улицам на длинных верёвках водили медведей и обезьянок. К услугам зрителей были балаганы, в которых показывали великанов и карликов, двухголовую женщину и прочие «чудеса». Любовью лондонского простонародья пользовались уличные исполнители баллад, выступавшие по вечерам под аккомпанемент флейты или гитары. Начиная с раннего Средневековья практиковалась стрельба из лука, футбол, метание камней.
Одним из любимых развлечений лондонцев было посещение публичных казней. Современники отмечали, что Лондон стал городом виселиц. Преступников чаще всего вешали на перекрёстках или на том месте, где они совершили преступление. Приговорённых везли в открытой повозке, и их сопровождала огромная толпа народа. После казни толпа набрасывалась на тела казнённых, поскольку считалось, что прикосновение к ним может исцелить от болезни.
«Чистая» публика развлекалась по-иному (хотя и джентльмены ездили смотреть на казни) — к её услугам уже в XVII в. для прогулок были созданы парки, популярностью пользовались скачки, кулачные бои и, конечно, театральные спектакли.
Так строился и развивался Лондон, так жили лондонцы.