В чём заключаются основные положения ислама? Какие технические изобретения были сделаны в Китае в Средние века?
Вы уже знаете, что после Великих географических открытий на Восток стали проникать европейские купцы и торговые компании. Так началась эпоха колониальных завоеваний, длившаяся в течение нескольких веков.
Государства Востока постепенно или утрачивали независимость, или сохраняли свободу, но ценой «закрытия» своих стран для европейцев, что приводило к их изоляции от мира. К XVIII в. страны Востока всё ещё продолжали жить в рамках традиционного общества, и это приводило их к техническому отставанию от Европы. В XVI—XVIII вв. Восток ещё не вступил в эпоху Нового времени.
Империя Великих Моголов в Индии. Политическая раздробленность и усобицы в начале XVI в. в Индии облегчили правителю Кабула (Афганистан) Бабуру завоевание огромных территорий от Кабула на западе до границ Бенгалии на востоке.
В 1526 г. Бабур вторгся с 20-тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской1 империи. Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной, закалённой в боях армии, отличной артиллерии и новым приёмам ведения боя (например, прикрытие своей пехоты и артиллерии заграждением из повозок, соединённых цепями).
1 Искаженное на индийский лад слово «могол» (т. е. монгол) стало в Индии названием части мусульманской военно-феодальной знати, а за пределами Индии — названием утвердившейся на делийском троне династии потомков Бабура. Сами эти государи себя моголами не называли.
Став императором (в империи Великих Моголов император назывался «падишах»), Бабур положил конец распрям, оказывал покровительство торговле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи.
При преемниках Бабура империя Моголов непрерывно расширяла свои владения. К концу XVII в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан.
Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения исповедовала индуизм. Ислам стал государственной религией империи Великих Моголов, религией большинства знати. Мусульманские правители могли в течение веков править Индией, оставаясь представителями численного меньшинства населения, потому что проводимая ими политика не отличалась от политики индусских князей. Они также охраняли закон и порядок, взимали налоги, позволяли «неверным» в обмен на соблюдение ими законов жить по своим обычаям.
«Мир для всех». Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556—1605). Он вошёл в историю как строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства.
Акбар понимал, что империя будет сильной только в том случае, если центральную власть станут поддерживать различные слои населения.
Какие же реформы провёл император с целью усиления государства? Акбар провёл реформу управления. Он считал, что праздность монарху не к лицу, и, опираясь на министров и чиновников, сам вникал во все дела.
Правитель привлёк на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремёсел и торговли.
В первые же годы своего правления он провёл налоговую реформу, установив для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков. Теперь крестьяне отдавали налог прямо государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. В центральной части страны Акбар перевёл крестьян с натурального налога на денежный, но это ухудшило их положение, так как цены на продовольствие были низкие и крестьянам всё равно пришлось обращаться к ростовщикам.
Акбар среди иезуитов. Миниатюра 1605 г.
Правитель заботился о хорошем состоянии оросительной системы, запретил обращать в рабство военнопленных.
Являясь просвещённым и веротерпимым правителем, он стремился к взаимопониманию между индусами и мусульманами, и в значительной степени это объяснялось его дальновидностью как политика. Акбар отменил налоги, взимавшиеся с подданных немусульманского происхождения, поощрял изучение индуизма, разрешал строить индусские храмы и проводить праздники.
Акбар провозгласил равноправие всех религий. А ведь он был современником кровавых религиозных войн во Франции и гонителя «неверных» в Испании Филиппа II.
Акбар прославился и как покровитель искусства. По его приказу учёные и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса. В императорской мастерской художники создавали прекрасные образцы могольской миниатюры, копировали европейские гравюры, привезённые в страну католиками-миссионерами. В этой мастерской создавались портреты и жанровые сцены, иллюстрировались книги.
Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих Моголов. В годы его правления возникло общество, где в относительной гармонии сосуществовали различные религии.
Кризис и распад империи. Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество было слишком разобщено: кастовый строй, индуистская и мусульманская религии, разные народы, находившиеся на неодинаковых уровнях экономического и культурного развития. Ослабляло империю и то, что она вела бесконечные завоевательные войны, вызванные необходимостью жаловать всё новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати. Получив же земельное владение на время службы, его временные владельцы выколачивали из крестьян столько налогов, сколько могли. Это приводило к оскудению целых областей и обнищанию крестьян. Казна получала налогов всё меньше и меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи Великих Моголов, тем слабее — центральная власть.
С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато её приобрели князья. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надир-шаха разграбила Дели и уничтожила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы.
В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.
Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Проникновение европейских колонизаторов в Индию началось ещё с XVI в. Открыв морской путь в Индию, португальцы захватили несколько баз на Малабарском побережье. Однако они не располагали достаточными силами для того, чтобы продвигаться в глубь страны.
На смену португальцам явились голландцы, которые стали в большом количестве вывозить из Индии пряности и занимались исключительно торговлей, совершенно не вмешиваясь в жизнь индийцев. Следующими были французы. И наконец, в Индию прибыли англичане, оттеснившие всех других европейцев.
В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, укреплённый город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор. Для их охраны строились крепости и создавались войска. Воинские части состояли из наёмных солдат-индийцев (сипаев), вооружённых и обученных на европейский лад. Эти войска находились под командованием английских офицеров.
В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, её владения превратились в настоящую колониальную империю.
Главным соперником Англии в Индии была Франция, но она лишилась своих крепостей на территории Индии и вела лишь незначительную торговлю.
Маньчжурское завоевание Китая. В конце XVI — начале XVII в. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. Управлявшие государством приближённые императора разворовывали государственную казну. Расходы на содержание огромного числа чиновников и императорского двора требовали введения всё новых налогов.
С конца XVI в. на территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там своё государство. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племён и Корею. Вслед за тем они начали войну с Китаем.
В то же время в Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин. Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим китайские феодалы сговорились с маньчжурскими правителями и открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г.
В отличие от прежних завоевателей, маньчжуры не растворились среди местного населения (были даже запрещены браки между маньчжурами и китайцами), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение.
По форме правления цинский Китай в XVII—XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император — богдыхан, наделённый неограниченной властью.
Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. К середине XVIII в. она завоевала всю Монголию, затем присоединила к Китаю государство уйгуров, расположенное к югу от Тянь-Шаня, восточную часть Тибета. Неоднократно предпринимались завоевательные походы во Вьетнам и Бирму.
«Закрытие» Китая. Получить свободный доступ в Китай европейские купцы пытались ещё задолго до образования Цинской империи. Первыми, как и везде на Востоке, здесь оказались португальцы. В эпоху Великих географических открытий, в 1537 г., они основали на южном побережье Китая колонию Макао.
В XVII—XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Вначале китайцы со страхом и уважением смотрели на приплывающих к их берегам чужеземцев, видя их превосходство над собой в военном деле и предпринимательстве. Но вскоре маньчжурские власти взяли курс на ограничение торговли с иностранцами.
В 1757 г. указом цинского императора все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены закрытыми для внешней торговли. Так было положено начало изоляции Китая. Даже в Гуанчжоу — в этом «открытом» городе — иностранцам не позволяли селиться в пределах городской черты и учиться китайскому языку. Причины проводившейся политики «закрытия» Китая состояли в том, что до маньчжурского двора дошли сведения о колонизаторской политике европейцев в соседних странах. Кроме того, контакты китайских торговцев с иностранцами представлялись властям опасными, подрывающими традиционные устои общества.
Правление сёгунов в Японии. Сёгуиат Токугава. В борьбе за власть между феодальными группировками в Японии в конце XVI — в начале XVII в. победу одержал Иэясу Токугава, подчинивший затем своей власти всех удельных князей Японии и принявший титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом.
Сёгун Иэясу Токугава, правитель Японии с 1603 г.
Перемещая князей (даймё) на новые земли и конфискуя земли непокорных, сёгуны укрепляли свою власть. Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в собственности землю, а на её содержание выделялся небольшой рисовый паёк. При императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но при этом подчёркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до какого-либо общения с подданными. «По той же причине, по которой Солнце и Луна совершают свой путь, — утверждал Токугава, — император обязан сохранять своё сердце нетронутым. Поэтому он обитает во дворце, как на небе… Сёгун указывает все государственные повинности и не нуждается при отправлении правительственных дел в разрешении императора. Когда Земля среди четырёх морей неспокойна, это вина сёгуна».
Сёгуны династии Токугава добивались укрепления центрального правительства прежде всего в интересах своего дома. Они были очень богаты, так как получали от 13 до 25% доходов государства. Для укрепления центральной власти Токугава установили свой контроль над крупными городами, рудниками, внешней торговлей и т. д. Чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем, Токугава ввёл систему заложничества. Он построил новую столицу — город Эдо — и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год — в своём княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника — кого-нибудь из близких родственников.
В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.
Успехи книгопечатания в XVII в. способствовали развитию грамотности. Среди городского населения популярны были рассказы развлекательного и поучительного характера. Но правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика сёгуна. В 1648 г., когда в типографии осакского книжного магазина напечатали книгу, содержащую непочтительные высказывания по адресу предков сёгуна, владельца магазина казнили.
Боясь распространения свободомыслия, правительство преследовало возникший в XVII в. народный театр кабуки (песни и танца), оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки. Профессию актёра относили к разряду презренных: им запрещалось выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца.
«Закрытие» Японии. Ещё до установления сёгуната Токугавы, в 1542 г., португальские корабли бросили якоря у одного из японских островов. Вслед за этим в Японию прибыл миссионер — католик Франсиск Ксавье. Так произошла встреча Запада с Японией.
С этого времени в течение почти 100 лет у «южных варваров» (как в Японии называли португальцев) японцы покупали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны.
Нидерландское торговое представительство в Нагасаки. 1690 г. Японские порты были закрыты для всех иностранных кораблей, из европейцев право торговать было предоставлено только нидерландским купцам
Миссионеры проповедовали в стране христианское учение, и оно имело успех среди крестьян. Это вызвало неудовольствие центральной власти и знати, усмотревшей в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций.
В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Иэмицу Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Указ сёгуна гласил: «На будущие времена, доколе солнце освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы даже был послом, и этот закон никогда не может быть отменён под страхом смерти».
Когда в 1640 г. к сёгуну прибыла португальская миссия, пытавшаяся убедить его пересмотреть запрет, большинство её участников было казнено, а с уцелевшими отправили письмо, гласившее: португальцы «больше не должны думать о нас, как будто бы нас нет больше на свете». Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж — смерти.
Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми традиции и порядок жизни.
После «закрытия» страны прекратились торговые связи Японии с Европой. Некоторые исключения допускались только по отношению к голландцам, продолжалось и общение с соседними странами Азии.
К каким же последствиям привело «закрытие» Японии? В начале XVII в. в Японии установился деспотический режим рода Токугавы. Правители страны насильственным путём пытались предотвратить разрушение традиционного общества. Хотя «закрытие» Японии и было неполным, оно нанесло значительный урон торговцам, связанным с внешним рынком. Лишившись своего традиционного занятия, они взялись за скупку земли у разорявшихся крестьян-собственников, заводили в городах предприятия. «Закрытие» страны закрепляло также и техническое отставание Японии от стран Запада.
1. Расскажите о создании империи Великих Моголов. Укажите причины, которые помогли Бабуру завоевать огромные территории Индии. 2. Какими методами Акбар укреплял империю Великих Моголов? Дайте оценку его деятельности. 3. Обсудите с одноклассниками причины, по которым при преемниках Акбара империя стала приходить в упадок. 4. Какие последствия для народов империи имело её ослабление? 5. Расскажите о завоевании Китая маньчжурами. 6. Расскажите о правлении сёгунов в Японии. 7. Обсудите с одноклассниками, чем было вызвано «закрытие» Китая и Японии.
1. Что изменилось в Индии после завоевания её Бабуром и создания империи Великих Моголов? Что осталось неизменным? 2. Сравните власть императоров цинской династии с властью кого-либо из европейских монархов XVII – первой половины XVIII в. 3. Какие методы использовали европейцы для завоевания азиатских стран? Какие способы борьбы с проникновением европейцев применяли правители различных азиатских государств? 4. Оцените положительные и отрицательные стороны политики «закрытия» Китая и Японии. Поработайте в парах: один из вас должен выдвинуть аргументы в пользу этой политики, а другой — против неё. Сделайте вывод.
Священный сын Неба
В Китае считалось, что богдыхан является сыном Неба и управляет Вселенной по его велению. Особа богдыхана была священной: при выездах императора из Пекина в загородный летний дворец все двери и окна домов, выходящих на улицу, по которой должен был проследовать императорский кортеж, наглухо закрывались, чтобы жители столицы не могли увидеть «божественного лика». Настоящее имя императора запрещалось произносить вслух и писать. Народ знал своего государя только по девизу правления, который император избирал, вступая на трон.
Богдыхан носил жёлтые одежды — символ солнца. Остальным (кроме родственников) это запрещалось. Император почти безвыездно пребывал за стенами Запретного города в Пекине, окружённый роднёй и свитой: наследниками, принцами, князьями.
При династии Цин продолжалось строительство императорских дворцов, загородных парков, храмов. Образцом архитектуры того периода являлся Пекин и в особенности императорский город и загородный дворец — парк Ихэюнь.
Эдо — город сёгунов
Когда-то на месте Эдо была рыбацкая деревушка. По-настоящему история Эдо началась в 1590 г., когда Иэясу Токугава сделал его своей столицей и захотел превратить в самый красивый город в стране. Именно тогда началась застройка города и превращение его в административный центр, где вершились судьбы людей и страны.
Указ о строительных работах предусматривал участие в них всех провинций в порядке принудительной повинности. Работы начались с центра города и потребовали большое количество камня и леса. Для облицовки рвов и крепостных валов из провинций доставлялись огромные камни, каждый из которых могли поднять только 100 человек, а на их перевозку потребовалось 3 тыс. судов, так как больше двух камней на одно судно грузить было нельзя. Множество людей, перевозивших лес и камни морем, погибли во время бурь и других бедствий.
Вечер на мосту: сцена из японской жизни. Первая половина XVIII в. Назовите занятия персонажей картины.
К середине XVII в. в Эдо проживало 430 тыс. человек, а спустя столетие — уже I млн. Самураи составляли примерно 50% населения города, а 60% городской площади занимали их усадьбы. Сёгуны управляли страной из своего величественного замка в Эдо. Их окружали самые преданные вассалы и надёжная охрана. Украшением двора являлись придворные дамы, почётной привилегией которых было несение службы во внутренних покоях сёгуна. Дамы умели прекрасно обращаться с алебардами и в случае необходимости могли постоять за своего господина и за себя. Из мужчин в покои сёгуна имели доступ только некоторые высшие советники, врачи и священнослужители. Служба у сёгунов считалась большой честью и обычно продолжалась всю жизнь.
Чтобы обеспечить потребности жителей, в город Эдо завозилось огромное количество продовольствия и товаров — рис, мясо, масло, соя, соль, рыба, уголь, дрова, очищенный хлопок, хлопчатобумажные ткани и пр. Большинство товаров везли из Осаки. Взаимные экономические связи между этими двумя городами были очень оживлёнными. Путь между Эдо и Осакой вдоль Тихоокеанского побережья в эпоху Токугава был главной экономической артерией Японии.
Подведём итоги
В эпоху империи Великих Моголов в Индии была сделана попытка укрепить государство и устранить внутренние противоречия. С этой целью проводились реформы в области государственного управления, сбора налогов, религиозных отношений. Однако бесконечные завоевательные войны, религиозные и национальные различия ослабили империю, и она вернулась к состоянию раздробленности. Стремление к сохранению традиций оказалось сильнее реформ. Слабость центральной власти позволила европейцам успешно вести колониальные захваты в этой стране.
В Китае и Японии в XVI—XVIII вв. существовала сильная центральная власть. Особенно ярко проявились черты
восточной деспотии в Японии в период правления сёгунов из семьи Токугава, а в Китае — во время правления династии Цин. Сильная власть этих правителей преградила путь европейской колонизации и позволила Китаю и Японии сохранить независимость. Несмотря на активное вмешательство правительств этих стран в экономическую жизнь, в Японии началось зарождение новых капиталистических отношений.
Вопросы и задания к главе IV
1. Обсудите с одноклассниками, почему форму правления Людовика XIV и Людовика XV учёные определяют как абсолютную монархию, а правление династии Цин в Китае и клана Токугава в Японии — как деспотию. 2. Подумайте, как повлияло «закрытие» Китая и Японии на экономическое развитие этих стран. 3. Используя знания географии, дополнительную литературу, телевизионные и видеофильмы, подготовьте сообщение об отношениях России со странами Востока в XVI—XVin вв.
Творческие работы и проекты
Исследовательский проект «Восточное общество: традиции и современность». Исследовательский вопрос: какие старинные традиции и почему сохранились в современном восточном обществе? Выделите черты, характеризующие общество Индии, Китая, Японии в XVI—XVIII вв. Соберите информацию о жизни людей в современных Индии, Китае, Японии. Сохранились ли элементы прошлого в современной жизни? Определите причины сохранения или исчезновения исторических традиций. Оформите проект в форме таблицы, реферата или презентации.
Заключение
Три века европейской истории — XVI, XVII, XVIII — раннее Новое время. Вы увидели, что главным содержанием этой эпохи стало постепенное разрушение традиционного общества и зарождение черт будущего индустриального, время которого придёт в XIX в.
Какие же изменения происходили в духовной жизни людей?
Деятели Возрождения и гуманизма уделяют большое внимание человеку и его земной жизни. Гуманисты пишут о достоинстве человека, верят в его прирождённую доброту, развивают идею о его свободе. Это находит своё отражение и в науках. Постепенно теология уступает господствующее место наукам о природе и человеке. В XVII в. в Европе началась научная революция: решающими средствами оценки истинности знаний стали разум и эксперимент. Образованные люди начали рассматривать мир как действующую без постоянного вмешательства Бога или нечистой силы машину, научились искать объяснение причин и закономерностей явлений и процессов с помощью математики и законов механики.
Эпоха Просвещения продолжила процесс, начатый Возрождением и гуманизмом. Идеи Просвещения охватили все сферы жизни общества, а идеи верховенства народа и прирождённых прав человека подготовили сознание людей к борьбе против абсолютизма.
Рождение нового европейского общества совпало с реформой церкви, которую учёные иногда называют религиозной революцией. У многих верующих обмирщение сознания и осознание своего достоинства привело к отрицанию роли церкви и священников как посредников между Богом и человеком. Верующие выступают за реформу церкви, за право самим общаться с Богом, молиться и читать Библию на родном языке. Так возникло движение протестантов за реформу церкви. Европа оказалась расколотой религиозными войнами. Но рядом с религиозным фанатизмом постепенно зарождалась идея веротерпимости.
Открытие европейцами Нового Света и Мирового океана привело к встрече различных культур. Великие географические открытия, как вы знаете, диктовались как экономическими, так и научными целями: люди хотели узнать Землю, на которой они жили.
Испанцы, португальцы, англичане, голландцы и французы прокладывают новые торговые морские пути, развивается мировая торговля, начинает складываться мировой рынок. Происходит колонизация Нового Света, и хотя первое поселение англичан было основано ещё в XVI в., по-настоящему обосновываться на новых землях европейцы стали в XVII в.
Открытие Нового Света и первые кругосветные путешествия повлияли и на экономическое развитие европейских стран: привели к перемещению главных торговых путей из Средиземноморья в Атлантический океан. Ведущими торговыми центрами становятся Амстердам и Лондон.
Ввоз в Европу большого количества драгоценных металлов и других товаров привёл к революции цен. Количество денег в обращении резко выросло, и это вызвало рост цен на сельскохозяйственные продукты. В результате понизился жизненный уровень части европейского населения, что привело к движениям протеста. Но тот же приток денег (прибыль от торговли) позволил купцам-предпринимателям увеличить вложения капиталов в торговлю и создание мануфактур. Усиливается дух предпринимательства, традиционные методы ведения хозяйства соседствуют с укрепляющимся капиталистическим укладом.
Под влиянием изменений в экономической жизни меняется и состав общества: растёт численно и усиливает своё влияние на политическую жизнь государства слой предпринимателей-капиталистов, начинается упадок земельной аристократии, становится слабее крестьянство, появляются наёмные рабочие.
Начало капитализма совпадает с появлением современных государств. Именно в это время в Европе складываются прочные абсолютистские государства, имеющие чёткие границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. В границах своего государства абсолютизм мог сдерживать разрушительные войны «всех против всех».
Менялась повседневная жизнь людей: изменялись жильё, одежда, питание. В XVIII в. Европа не переживала таких страшных войн с огромным количеством жертв, как в XVII в., и это привело к росту численности населения, оно увеличилось на 50%. Аграрная революция заставляет крестьян переселяться в города, и количество бедняков, которые не имеют работы, возрастает. Промышленный переворот приводит к быстрому росту фабричного производства.
Общество, где соседствуют огромные богатства и ужасающая нищета, опасно, оно не может быть прочным, в нём вспыхивают движения протеста.
Читая учебник, вы познакомились с историей освободительных движений и революций, которые сотрясали общество в эпоху раннего Нового времени. Причины революций были различны: несовпадение интересов разных слоёв населения, столкновение различных мировоззрений, часто в ту пору принимавших форму религиозных учений, стремление к национальной и государственной независимости. Так было в Нидерландах, в Англии, в английских колониях в Северной Америке и во Франции. Революции начинались тогда, когда правительства запаздывали с реформами. И в этом заключается трагедия эпохи абсолютизма: монархи не могли согласиться с ограничением своей власти, хотя этого требовала сама жизнь. Так уж случилось, что именно в ходе революций в XVII XVIII вв. в Европе и Северной Америке, пытавшихся утвердить право человека на жизнь, свободу и собственность, закладывались первые камни в будущий фундамент правовых государств, где нрава личности регламентировались не традициями, а законом.
Вы закончили изучать историю раннего Нового времени и увидели, как изменился человек, его духовная и материальная жизнь. Человек всё больше освобождается из плена традиций, всё самостоятельнее принимает жизненно важные решения и берёт на себя ответственность. Впереди у него XIX век.
Итоговые вопросы и задания
1. Как вы думаете, почему историю европейского общества с XVI в. стали называть Новым временем? 2. Какие события являются началом Нового времени? 3. Почему XVI—XVIII вв. учёные считают ранним Новым временем? 4. Каково основное содержание истории раннего Нового времени? 5. Подготовьте электронную презентацию о наиболее важных, на ваш взгляд, исторических событиях, открытиях, изобретениях XVI—XVIII вв. 6. Заполните таблицу «Основные итоги развития общества в период раннего Нового времени».
Век | XVI | XVII | XVIII |
Политическая жизнь | |||
Международные отношения | |||
Экономическая жизнь | |||
Взгляды на мир | |||
Развитие науки и техники | |||
Художественная культура |