Какими причинами был вызван процесс огораживания в Англии? Какие он имел последствия? Когда и как возникло мануфактурное производство? О каких новых явлениях в развитии общества свидетельствует появление мануфактур?
Аграрная революция в Англии. К 70-м гг. XVIII в. складывавшаяся веками система ведения сельского хозяйства в Англии разрушилась. В деревню всё сильнее вторгался капитализм. Это выразилось в окончательном торжестве фермерского хозяйства над традиционным крестьянским, в почти полном исчезновении крестьян — мелких собственников.
Вы уже знаете, что в ходе Английской революции лендлорды получили право собственности на свои земельные владения. Если они не вели хозяйство сами, то отдавали имение в аренду крупным фермерам-предпринимателям. Чем больше имение, тем больше денег. Поэтому лендлорды всеми правдами и неправдами увеличивали свои земельные владения: мелких арендаторов выживали штрафами и непомерно высокой арендной платой, захватывали общинные земли. Надо сказать, что в XVIII в., как и в старые времена, они получали в этом поддержку парламента, продолжавшего принимать законы, разрешающие огораживание. Мелкий же собственник в английской деревне должен был или увеличить свои владения и выжить, или, утратив их, сделаться наёмным рабочим.
В Англии победила крупная земельная собственность. Складывалась характерная для английской деревни того времени пирамида: лендлорд, который уступает землю и получает арендную плату; арендатор — фермер, играющий роль предпринимателя; наёмный работник (батрак). Как видите, капиталистическое предпринимательство вторглось и в деревню.
Крупное землевладение позволило улучшить обработку земли: применять удобрения, производить кормовые культуры для скота (турнепс, клевер), хорошо растущие на песчаных почвах. Началось освоение заброшенных ранее земель. Это, в свою очередь, привело к более передовому севообороту — вместо того чтобы оставлять землю под паром, её стали засевать кормовыми травами. Так создавались условия для увеличения производства зерна и мяса, а цены на зерно даже снизились.
Имение крупного феодала на севере Англии. Начало XVIII в.
В XVIII в. английское сельское хозяйство с успехом кормило города и промышленные посёлки. Увеличился товарооборот между городом и деревней, в интересах успешной торговли строились новые дороги, углублялись реки, возводились каменные мосты. Появились даже газеты, освещавшие вопросы торговли. Всё больше возникало централизованных мануфактур. Как видите, крупная земельная собственность была более целесообразна с хозяйственной точки зрения.
Сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наёмных рабочих и исчезновение крестьянства, рост продуктивности сельского хозяйства — всё это получило название аграрная революция.
Условия промышленного переворота. К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота, т. е. перехода от мануфактуры к фабрично-заводскому, машинному производству. Это было подготовлено всем предшествующим развитием страны. Во-первых, завершившаяся аграрная революция создала огромное количество свободных рабочих рук. Быстрыми темпами росло население. В 1700 г. оно составляло чуть больше 6 млн, а в 1790 г. — 8,2 млн человек. Всё «избыточное» население готово было работать в промышленности. Во-вторых, сложился рынок сбыта товаров. Росли города и городское население. В деревне богатые арендаторы нуждались в покупке инвентаря, удобрений. В-третьих, в результате земельных спекуляций внутри страны (перепродажи земель, изъятых у английской короны и ирландцев), ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.
Паровая машина Ньюкомена для откачки воды. Гравюра из книги Белидора «Гидравлические сооружения». XVIII в.
Промышленный переворот. Теперь посмотрим, как же произошёл промышленный переворот и почему именно во второй половине XVIII в. Начался он с изобретения машин. Уже давно изобретатели мечтали заменить труд человека машиной. Не случайно первые машины появились в хлопчатобумажном производстве, где отсутствовали цехи и не существовало ограничений в производстве.
Кроме того, английские ткани не могли соперничать по своему качеству с индийскими, недорогими, прочными, хорошо выдерживающими стирку. Ручное производство в Англии было дороже, чем в Индии, и организовать производство дешёвых тканей можно было только при помощи машин.
Джеймс Уатт
Джон Кей, ткач и механик, усовершенствовал ткацкий станок изобретением «летучего челнока». Прежде сам ткач вынужден был пропускать челнок между нитями основы. Теперь челнок перебрасывался нажатием педали. Это изобретение ускорило процесс ткачества, зато стало недоставать пряжи.
В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс из Ланкашира изобрёл механическую прялку, в которой одновременно работали 15—18 веретён. Он назвал её по имени своей дочери «Дженни». Машина была недорогой, очень простой по устройству и распространилась по всему миру.
В 1767 г. плотник Хейс создал прядильную машину, приводимую в движение водяным колесом и отличавшуюся высокой производительностью. Успехи в прядении вызвали появление механических ткацких станков. Новый станок Эдмунда Картрайта в 40 раз увеличил производительность труда.
Стали появляться фабрики — целые системы машинного производства. Использование водяных двигателей вынуждало строить их лишь около рек. А вот создание универсальной паровой машины Джеймса Уатта (1784) позволило строить фабрики в любом удобном месте.
Конец XVIII в. отмечен и другими знаменательными событиями. В 1784 г. металлург Корб изобрёл прокатный стан, а Модели — токарный станок.
Новая техника привела к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришла фабрика. Промышленный переворот был настоящей революцией, вызвавшей огромный подъём производительности труда.
Положение рабочих. Изменила ли фабрика жизнь рабочих? Судите сами. Часто на фабрике трудились всей семьёй. Женщины работали прядильщицами, а детям поручалось связывать оборванные концы нитей или убирать мусор. Здесь же работали и мужчины — пряли или ремонтировали машины.
Фабрики не разлучали семьи, но изменили их жизнь. Впервые в истории появилось чёткое расписание рабочего времени. С понедельника до субботы звон фабричного колокола в 6 или 7 часов утра означал начало рабочего дня. Водяные колёса и машины крутились 6 часов до обеденного перерыва и 6 часов после него. Исчезла возможность начать работу утром позднее, если было темно. У семей отмяли возможность поработать напряжённей со вторника до субботы, чтобы выкроить ещё один день отдыха — «святой понедельник».
Рабочие жили в очень тяжёлых условиях. Только немногие владельцы фабрик, например Ричард Аркрайт, строили для них дома. В новых фабричных городах, возникавших вблизи угольных шахт, семьи арендовали одну-две комнаты в большом старом доме или въезжали в один из дешёвых домов с тонкими стенами и сырыми полами, построенных мошенниками-подрядчиками.
Большинство хозяев предприятий свято верили в необходимость суровых правил на фабриках. Существовали многочисленные штрафы — за опоздание, за ругань, за неопрятность. Но очень редко кто из фабрикантов помогал рабочим облегчить трудную жизнь. Тот же Аркрайт выделял своим рабочим участки земли за небольшую арендную плату, а в качестве премии лучшим рабочим дарил дойных коров. Создавал он и воскресные школы. Но такие хозяева были редким исключением из общих правил.
Некоторые фабриканты использовали в качестве подмастерьев детей — дешёвую рабочую силу. Чаще всего это были дети-сироты или подопечные приходских попечителей по призрению бедных. Отдавая их на фабрику, приход экономил средства. На долю подмастерьев приходились жестокое обращение, несъедобная пища и непосильный труд. Дети работали с 5—8 лет.
Современник писал: «Ужасным был внешний вид работающих детей: бескровные, дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот, искривлённый позвоночник или конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах».
На растущих как грибы фабриках не существовало никакой охраны здоровья и труда рабочих.
К 60-м гг. XVIII в. в Англии произошла аграрная революция, в результате которой земля сосредоточилась в руках крупных собственников и почти исчезло крестьянство, но сельское хозяйство стало более продуктивным. В это же время в стране происходил промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В ходе промышленного переворота становилось больше предпринимателей и наёмных рабочих. К концу XVIII в. Англия стала первой промышленной страной мира, где всё нагляднее проступали черты индустриального общества.
1. Составьте в тетради план ответа по теме «Переворот в сельском хозяйстве». 2. Охарактеризуйте связи, которые, на ваш взгляд, существовали между процессом огораживания и развитием капиталистических отношений в сельском хозяйстве. 3. Перечислите условия промышленного переворота в Англии в XVIII в. 4. Оцените важнейшие технические изобретения в Англии в XVIII в. с точки зрения их содействия развитию промышленного переворота. 5. Какие изменения произошли в жизни рабочих с появлением фабрик?
1. По вашему выбору подготовьте устное сообщение или эссе о предпринимателях – изобретателях новых технологий или об изобретении Дж. Уатта. Сделайте вывод о значении этих изобретений. 2. Некоторые историки считают, что промышленный переворот произошёл в Англии раньше, чем в других странах Европы, благодаря её удобному географическому положению, способствовавшему развитию мореходства и морской торговли. Обсудите с одноклассниками эту точку зрения и выскажите своё мнение.
«Золотой треугольник»
Самой яркой отличительной чертой экономики Англии XVIII в. являлась торговля, при этом вывоз товаров преобладал над ввозом. Ливерпуль превращается в настоящий хлопковый порт. Но центром атлантической торговли становится Бристоль, важнейшим источником богатства которого была торговля рабами. Современник писал о Бристоле: «Нет в городе ни одного кирпича, который не был обагрён кровью рабов». Многие предприимчивые купцы и предприниматели сколотили себе состояние благодаря так называемому «золотому треугольнику»: гружённый английскими промышленными изделиями корабль отправлялся в один из африканских портов, где они продавались, а на вырученные деньги у работорговцев приобретались похищенные африканские невольники; их перевозили в Америку или к берегам Вест-Индии, поскольку там за них давались хорошие деньги. После этого корабль возвращался в Англию с грузом сахара или табака, что опять приносило немалый доход. Ежегодно в конце XVII в. английские купцы ввозили в Америку 25 тыс. рабов, а в середине XVIII в. — вчетверо больше.
Обычно на одном корабле перевозили от 500 до 600 невольников. Плавание являлось для них большим испытанием: теснота трюма едва позволяла стоять на ногах, скученность порождала эпидемии. Однако невольников неплохо кормили, учитывая их ценность на рынке, иногда их даже выводили на палубу подышать свежим воздухом. Но в среднем, по признанию самих моряков, потери в пути составляли 20% от общего количества рабов.
«Отец паровой машины»
Назвать имя изобретателя паровой машины трудно, так как её модели появились в разное время в разных странах. Для зарождающейся промышленности был необходим простой, дешёвый и мощный двигатель. Поэтому изобретение Джеймса Уатта (1736—1819) было не только великим, но и долгожданным.
Дж. Уатт рос слабым и болезненным ребёнком в маленьком шотландском городке Гринок в уважаемой семье. Его дед был преподавателем математики и мореходных искусств, а отец — удачливым предпринимателем. Способности к математике проявились у Джеймса в 13 лет. Он вырос любознательным, пытливым человеком, изобретателем по складу характера. Джеймс стал мастером-инструментальщиком при университете в Глазго.
В 1784 г. Уатт получил патент на универсальный паровой двигатель. Судьба послала изобретателю прозорливого и предприимчивого партнёра. Его работой заинтересовался Мэтью Болтон — крупный промышленник, первым оценивший изобретение Уатта. На заводах Болтона строятся новые машины, в хорошо оснащённых мастерских, где работают высококвалифицированные рабочие, проверяется идея изобретателя.
Компании Болтона и Уатта Англия обязана многим в достижении своего промышленного лидерства и звания «мастерская мира».
Династия Дарби
В XVIII в. в Англии сложились целые династии владельцев фабрик, которые внесли огромный вклад в развитие новых способов получения чугуна, в литейное дело, изобретение станков. Особенно знаменита была династия Дарби.
Абрахам Дарби I в 1707 г. изобрёл новый способ отливки чугуна, позволявший получать изделия сложной формы, например горшки. Он же изобрёл способ получения кокса из каменного угля.
Груды каменного угля медленно нагревались до тех пор, пока не превращались в кучки тлеющих твёрдых частиц. Это и был тот самый кокс, который загружали в доменную печь вместе с железной рудой. Кокс не крошился, как древесный уголь, и позволял загрузить в печь побольше руды. Дарби увеличил объём печей и поток воздуха в печь. В результате в печи создавалась высокая температура, расплав чугуна получался более жидким и его можно было заливать в сложные формы.
Продукция Дарби: горшки, утюги, утварь для печей и каминов — распространялась по всей стране.
После смерти старшего Дарби дело перешло в руки его сына Абрахама Дарби II. Он приобрёл машину Ньюкомена, при помощи которой закачивали воду в заводской пруд, расположенный над водяным колесом, приводившим в движение мехи доменной печи. Это обеспечивало постоянную подачу воздуха в печь даже тогда, когда пересыхали ручьи. Фабрика выпускала прекрасную коксовую сталь, пользующуюся спросом в центральных графствах.
При Абрахаме Дарби III на заводе были отлиты части первого в мире чугунного моста, которые в 1779 г. соединили болтами, и мост связал два берега реки Северн у Айронбриджа.
«Помешанный на чугуне Уилкинсон»
Джон Уилкинсон управлял литейными заводами. В 1774 г. он изобрёл токарный станок, с помощью которого можно было высверлить дуло орудия в центре чугунной отливки. Когда разгорелась война между Англией и её американскими колониями, пушки стали изготовлять этим методом.
Когда Дж. Уатт создал свою паровую машину, цилиндры для её двигателя стали делать на литейных заводах Уилкинсона.
Уилкинсон и сам купил несколько паровых машин для своего предприятия. В 1788 г. он поставил литые чугунные трубы для парижского водопровода (протяжённость труб составила 40 миль).
В Англии его называли «помешанным на чугуне Уилкинсоном», потому что он искал чугуну всё новые и новые применения. Уилкинсон пытался построить из него лодку и корабли, носил железную шляпу-котелок, а чугунные значки с его изображением использовались в центральных графствах как монета. Когда он умер, его похоронили в чугунном гробу, а на его могиле установили чугунный обелиск.
Мост на реке Уир, около Сандерленда, построенный в 1796 г. В Англии с последних лет XVIII в. железо начинает замещать дерево