Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований
Какие ценности лежали в основе культуры эпохи Просвещения? Какие идеи просветителей найдут отражение в событиях Войны за независимость американских колоний и Великой французской революции?
§ 20. Великие просветители Европы
Какие научные идеи XVII в. способствовали развитию новых взглядов на мир и общество?
Не случайно XVIII в. называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга учёных, вышло за пределы университетов и лабораторий.
Перестроить мир по законам разума! Первой в эпоху Просвещения вступила Англия — в конце XVII в., в середине XVIII в. новые идеи охватили Францию, где они достигли наибольшего развития. Представителями культуры Просвещения являются Дж. Локк в Англии, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Д. Дидро во Франции, Т. Пейн, Б. Франклин и Т. Джефферсон в США, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев в России и ещё многие и многие деятели культуры и науки в других странах. Что же объединяло этих людей?
Основой всех просветительских теорий являлась вера во всесилие науки и человеческого разума. Просветители (так называли сторонников этой теории) провозгласили «естественный свет разума» основой не только познания, но и поведения людей, главным средством совершенствования общества.
Мыслители эпохи Просвещения были уверены в решающей роли образования для развития общества. Причину всех бед и несчастий людей они видели в их невежестве, а путь к их преодолению в широком просвещении масс.
Кто были эти люди? Деятели Просвещения принадлежали ко всем слоям общества, многие — к третьему сословию, вышедшему на арену истории и заявившему о себе в науке и искусстве.
Прогрессивно настроенным писателям, художникам, философам был присущ дух сомнения в справедливости существующих порядков. Деятели Просвещения критиковали всё, что угнетало человека, ограничивало его способности. Они требовали равенства всех перед законом, неприкосновенности собственности, невмешательства церкви в светскую жизнь, свободы печати, справедливых налогов, аграрной реформы, поддержки науки и техники.
Мыслителей XVIII в. отличала вера в неисчерпаемые силы и возможности человека.
Право на жизнь, свободу и собственность. Выдающийся английский мыслитель Джон Локк (1632—1704) являлся последователем Бэкона, считая, что все знания берутся из опыта и этим опытом питается разум.
Главная заслуга Джона Локка заключалась в создании учения о естественных, прирождённых правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Учёный был уверен, что от природы все люди равны.
Джон Локк впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной. Он считал, что законодательную власть надо отдать депутатам парламента, избранным народом, а исполнительную поручить монарху и его правительству. Локк являлся сторонником конституционной монархии.
Он придавал большое значение образованию и воспитанию, развивающим человеческий разум, что дало бы возможность всем людям заниматься активной хозяйственной и политической деятельностью.
Против абсолютизма — за разделение властей. Имя французского просветителя, правоведа и философа Шарля Луи де Секонда, барона де Монтескьё (1689—1755) получило широкую известность. Выходец из знатной и богатой дворянской семьи, Монтескьё получил прекрасное образование. В течение 10 лет он был президентом парламента в Бордо, а затем три года посвятил путешествиям. Монтескьё посетил многие европейские страны, но особенный интерес проявил к Великобритании, её политическому устройству. Вернувшись на родину, мыслитель посвятил себя наукам и литературным занятиям.
Монтескьё
Его политические взгляды изложены в книге «О духе законов», в которой Монтескьё выступал непримиримым противником деспотизма во всех его формах, горячим поборником свободы. Однако свобода не означает для человека возможность делать всё, что он пожелает. Мыслитель писал: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом.
Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать другие граждане». Особое внимание уделял Монтескьё вопросам защиты личности от произвола власти. Ои указывал, что свобода личности возможна только в таком обществе, где нет злоупотребления властью.
Развивая учение Локка о разделении властей, Монтескьё указал, что три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны быть разделены между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Ни одна из ветвей власти не может подменять другую. Законодательная власть должна принадлежать народу, выбирающему парламент, где представлены состоятельные слои населения; исполнительная — монарху, назначающему правительство, а судебная власть — независимым судьям. Политическим идеалом мыслителя была конституционная монархия по образцу английской.
Теория разделения властей оказала большое влияние на создателей конституций США, Франции в XVIII в.
«Я ненавижу всякую тиранию». О Вольтере (1694—1778), великом французском мыслителе, говорили, что он «был больше, чем человек. Он был веком». Чем вызвана такая высокая оценка его деятельности? Вольтер — один из 137 псевдонимов Франсуа Мари Аруэ, обладавшего многосторонними талантами философа, историка, романиста, драматурга, поэта и публициста. Его произведения — яростный вызов деспотизму и сословным порядкам. Мыслитель в течение жизни переселялся из одной страны Европы в другую и много сделал для того, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело сторонников.
Вольтер
Наиболее справедливый общественный строй Вольтер связывал со свободой, равенством, собственностью. Как же, с его точки зрения, можно построить справедливое общество?
Вольтер не был сторонником широких массовых движений, считая опасным для общества возмущение голодной и неграмотной черни. Роль создателя разумного общества он отводил монарху, стоящему на позициях Просвещения. Мыслитель полагал, что просвещённый монарх, используя реформы, может построить «царство разума», что «добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле». «Самое большое счастье для людей, — заявлял он, — когда государь — философ». Вольтер выступал сторонником просвещённой монархии и поэтому старался приобрести союзников в лице прусского короля Фридриха II, российской императрицы Екатерины II, шведского, датского и польского королей, считавшихся в то время просвещёнными монархами. Он вёл с ними переписку, а с 1750 по 1753 г. жил при дворе Фридриха II.
Особое место в деятельности Вольтера занимает борьба против стремления церкви поработить разум человека религиозным учением, против претензий церкви на то, что она является единственным носителем морали. Мыслитель отрицал всякую пользу церковных обрядов и молений. Церковь он считал главным врагом Просвещения и своё отношение к ней выразил призывом: «Разрушьте старое здание обмана!», «Раздавите гадину!». При этом он верил в Бога, но представлял его как «философа на троне неба», «бесконечно искусного работника», законодателя правил природы и морали.
Вольтер признавал и необходимость религии для народа. «Как богатым удержать имущество в своих руках, если чернь потеряет веру в Бога? Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Мыслитель был врагом атеизма и называл его «самым большим заблуждением разума». Вольтер положил начало новому явлению — «вольтерьянству», т. е. свободомыслию и вольнодумству.
Сила Вольтера как философа была в критике отжившего свой век старого порядка, в его сатирических произведениях, высмеивающих знать, заправляющую государственными делами в своих корыстных интересах.
Идеи мыслителя широко распространялись не только во Франции, но и в других странах, на них воспитывались будущие участники Французской революции.
В годы Французской революции прах Вольтера был перенесён в усыпальницу великих людей Франции — Пантеон.
«Поэт, историк, философ, который возвеличил человеческий разум и научил его быть свободным», — гласит надпись над его надгробием.
«…Не допускайте ни богачей, ни нищих». Целый этап просветительского движения во Франции связан с именем Жан Жака Руссо (1712—1778), оказавшего огромное влияние на формирование взглядов передовой французской молодёжи. Он родился в Швейцарии, в Женеве, в семье часовщика и рано лишился матери. В 13 лет отец отдал его в ученики к мастеру, и 3 года подросток вынужден был терпеть голод и побои. Затем началась длительная полоса скитаний. Чтобы выжить, приходилось браться за самую разную работу. Тяжёлую жизнь простого народа, существовавшее в обществе имущественное неравенство Руссо знал не понаслышке.
Какие же взгляды Руссо сделали популярным его учение? Мыслитель доказывал, что человеку от рождения присущи нравственность и доброта, а все бедствия человечеству принесло появление частной собственности, приведшей к росту неравенства, к угнетению бедных богатыми, слабых сильными.
Руссо нe призывал уничтожить частную собственность, но считал необходимым ограничить её размеры, мелкую же собственность, основанную на личном труде, сохранить.
«Если вы, — писал он, — хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих». Уравнение крайностей богатства и бедности — только это может спасти общество от потрясений.
Руссо являлся сторонником всеобщего избирательного права. Каждый гражданин может быть допущен к управлению государством, ибо источник верховной власти — весь народ. Идеал мыслителя — демократическая республика мелких собственников, где каждая семья производит для себя всё необходимое, где каждый гражданин участвует в принятии законов. Государственная власть охраняет свободу своих граждан и защищает их интересы. Если же она этого не делает, то теряет право на существование.
Жан Жак Руссо
Руссо критиковал существующую систему воспитания за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям.
Требование республики, учение о том, что власть принадлежит всему народу, нашли горячих сторонников в ходе революционных событий во Франции 1789—1799 гг.
Новые экономические теории. В эпоху Просвещения появились и новые экономические теории. Большую популярность среди современников завоевало учение шотландского учёного Адама Смита (1723—1790).
А. Смит верил в то, что стремление людей улучшать своё материальное положение способно привести общество к благосостоянию. «…Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, — отмечал он, — нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путём или пытаются приостановить развитие общества, противоестественны».
Свободный обмен товарами и свободная конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни страны, считал Адам Смит. Он выступал за свободу торговли землёй, подчёркивая, что земля должна переходить в руки собственников, способных использовать её экономично, утверждал, что главным источником богатства являются не деньги, а труд.
Философия Просвещения пронизывала все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру, общественные отношения, но прежде всего она носила ярко выраженный политический характер, поскольку главным её содержанием являлась критика существующих порядков и противопоставление им модели идеального общества, создание которого утвердило бы в жизни «царство Разума».
Просветители вели борьбу против беззакония и злоупотребления властью, против фанатизма и нетерпимости, верили, что развитие просвещения может изменить общество, уничтожить зло.
1. Назовите главные идеи эпохи Просвещения. Какие из них, по вашему мнению, воплощены в жизнь в наше время? 2. Заполните таблицу «Основные идеи просветителей». Графы таблицы: «Просветители», «Страна», «Основные идеи». 3. Какие права человека просветители называли естественными? 4. Сравните теории Дж. Локка и Ш. Монтескьё о разделении властей. Используя знания, полученные на уроках обществознания, объясните, каков смысл этого понятия в современном обществе. 5. В чём заключается значение идей просветителей для XVIII в. и для нашего времени?
1. Почему Дж. Локк и Ш. Монтескьё утверждали необходимость разделения властей в государстве? 2. Как вы понимаете высказывание: Вольтер «был больше, чем человек. Он был веком»? Подумайте, что из учения Вольтера актуально и сегодня. Обсудите ваше мнение с одноклассниками. 3. Изложите основные положения учения Ж.-Ж. Руссо о причинах общественного неравенства. С какими из его положений вы можете согласиться? Какие из них актуальны и сегодня? 4. Изложите взгляды А. Смита на хозяйственное развитие. С какими положениями его учения вы согласны, какие вызывают у вас сомнение и почему? 5. Обсудите с одноклассниками, существует ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов XV-XVI вв. и просветителей XVIII в.
Манифест эпохи Просвещения
В 1751 г. во Франции произошло большое событие — вышли первые тома знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Инициатива издания принадлежала философам Дени Дидро (1713—1784) и Жану Д’Аламберу (1717—1783), поставившим цель собрать и систематизировать разнообразные знания «ради просвещения и благосостояния будущих поколений». Когда в 1772 г. издание книг завершилось, оказалось, что «Энциклопедия…» состоит из 35 богато иллюстрированных томов, а в работе над ней участвовали более 200 авторов, среди которых Вольтер, Руссо и другие выдающиеся писатели. Считается, что в целом в Европе было продано около 25 000 экземпляров «Энциклопедии…».
Дени Дидро
В чём же значение «Энциклопедии…»? Почему по настоянию иезуитов два тома её были осуждены королевским указом и дальнейшее издание книг было надолго запрещено? Генеральный королевский прокурор предъявил обвинение: «Эта книга, которая должна была быть книгой всех знаний, стала собранием всех заблуждений; труд, который нам не переставали хвалить, как памятник, делающий честь гению науки, стал её бесчестьем. Не должно ли правосудие, наконец, взять в свои руки меч и поразить всех безбожных писателей, которых осуждает религия и стыдится отечество? »
О чём писали авторы «Энциклопедии…»? Это издание подвело итоги научной революции XVII—XVIII вв. Вместе с тем составители включили в «Энциклопедию…» статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий.
В «Энциклопедии…» Дидро и Д’Аламбер объявили непримиримую борьбу католической церкви. В статье об иезуитах было написано: «…в этом ордене разум соседствовал с фанатизмом, добродетель с пороком, набожность с безбожием, суровость нравов с распущенностью, наука с невежеством, дух постоялого двора с духом заговора и интриги… У этих людей трудно отыскать только смирение». Не лучше характеризовался и королевский двор, а в статье «Крестьянин» указывалось на бедственное положение французских крестьян, лишённых земли и задавленных налогами.
Читателям «Энциклопедии…» становилось ясно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка. Недаром современники называли эти книги громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Так как же власть могла не запретить издание этих книг?
В середине 60-х гг., когда работа над «Энциклопедией…» почти закончилась, Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил продать свою библиотеку. Её купила Екатерина II, поставив при этом условие, что Дидро останется хранителем библиотеки и личным библиотекарем государыни. Мыслитель стал личным советником императрицы в вопросах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1773 г. Дидро прибыл в Петербург, где был принят с почестями. В трактатах, написанных им для Екатерины II, он пытался разъяснить зло абсолютистской власти и крепостничества. Однако эти идеи не были восприняты императрицей. В 1774 г. Дидро умер, и его библиотека была перевезена в Петербург.
Из статей «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел»
Крестьянин. Если они унижены, угнетены, постоянно обременены тяжёлыми повинностями, то они будут бояться заниматься профессией… бесплодной… Свобода крестьянина обрабатывать землю так, как он считает нужным, является условием не менее необходимым для его процветания, и любые стеснения в этом отношении столь же бесплодны, как жестоки и смешны… Слепыми и глупыми распоряжениями вы готовите голод…
Произвольное налогообложение совершенно явно препятствует всем усилиям крестьян, уменьшает капиталы, которые они могли бы вложить в землю. Следовательно, оно подрывает корни доходов государства, распространяя возмущение и страх, оно душит всякие зародыши процветания…
Барщина. Император во время своей поездки по стране в июне 1773 года… принимал петиции от своих подданных… Среди петиций он обнаружил и следующую, составленную в таких словах: «Всемилостивейший и вседобрейший государь, четыре дня барщины в неделю, пятый рыбная ловля, а шестой охота с сеньором, седьмой посвящён Богу. Посуди сам, твоё Императорское Величество, можем ли мы платить налоги?..»
Бережливость. …Некоторые современные политики мудро заметили, что избыточное число людей, служащих в церкви… противоречит интересам национального благосостояния… за исключением приходских священников, функции которых и полезны и известны, все другие живут за счёт истинных тружеников, не производя ничего полезного для общества… несмотря на то, что государство обязывает их вести суровую жизнь покаяния, они находят способы… вести жизнь сладкую и спокойную, не будучи обязанными вытирать пот со своих лиц.
Какие черты традиционного общества подвергнуты критике в приведённых статьях из «Энциклопедии…»?
Зарождение общественного мнения
Эпоха Просвещения вводит понятие «общественная польза», служащее оценкой всех обсуждаемых реформ. В обществе возрастает недовольство властью. Если в XVII в. идеи, выдвигаемые философами, обсуждались в узком кругу посвящённых (в Европе их насчитывалось несколько сотен человек), то в XVIII в. информация распространяется достаточно быстро через газеты, путешествия и личную переписку. Во Франции королевская власть усиливает цензуру, но отвергнутые ею произведения печатаются за границей, чаще всего в Англии и Голландии.
Произведения Монтескьё, Вольтера, Дидро, Руссо и других просветителей не только читаются, но и активно обсуждаются в клубах, кафе и салонах. В парижском кафе «Прокоп» зародился проект издания «Энциклопедии…». На еженедельные собрания клубов в Лондоне и Париже приходят писатели, юристы, военные, они обсуждают проблемы дипломатии, экономики, права.
После смерти Людовика XIV большую роль играют светские салоны, тон в которых задают дамы из аристократических кругов. Салоны посещаются не только аристократами, но и учёными, философами, артистами, художниками, всемирно известными людьми. В салонах беседуют об искусстве, науке, политике, обсуждают передовые идеи.
Благодаря новым формам общения между людьми формируется и выражается общественное мнение. Общественное мнение, осуждающее абсолютную монархию, сыграло значительную роль в развитии революции во Франции.