Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? Каково происхождение и значение слов «епископ», «папа римский»?
1. Хлодвиг и христианская церковь. Хлодвиг и знатные франки склонялись к принятию христианской религии. Христианская церковь быстро обогащалась, но главная её сила заключалась в духовном влиянии. Вера в единого Бога сплачивала людей. Священник мог направить их на борьбу с врагами, примирить с новыми податями; церковь укрепляла авторитет правителей среди населения. И Хлодвиг постарался заручиться такой поддержкой: король и дружина приняли христианство, а за ними и все остальные франки.
Короли охраняли богатства и привилегии церкви, щедро дарили ей земли и ценные вещи.
А церковь, в свою очередь, укрепляла их власть, утверждая, что их победы и деяния угодны Богу. Руководители церкви были ближайшими советниками Меровингов; как грамотные люди, они помогали королям составлять указы и послания.
С принятием христианства в Западной Европе распространилась латинская письменность; на латинском языке велось богослужение. К концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвлённой организацией (см. схему).
Организация христианской церкви
2. Духовенство и миряне. Папа римский считался преемником апостола Петра, которому, по преданию, были вручены ключи от рая. Папа являлся главой всей церкви. Церковными делами в областях управляли епископы и архиепископы (главные епископы). Священники в храмах вели богослужение и произносили проповеди: опираясь на Библию, они наставляли верующих, как жить по Божьим законам. Прихожане местных небольших церквей составляли церковные приходы.
Служители церкви представляли особый слой населения — духовенство: оно руководило духовной жизнью людей. Остальные люди назывались мирянами: они жили в миру, то есть не порывали с житейскими делами.
3. Монастыри. Некоторые христиане желали посвятить жизнь только служению Богу. Они уединялись в пустынных местах — в лесах, на островках, где создавали свои маленькие обители. Таких людей называют монахами1. Вскоре монахи по всей Европе стали создавать религиозные общины — монастыри. В отличие от белого духовенства монахи назывались чёрным духовенством (по тёмному цвету их одеяний).
Монах давал обет (обещание) отказаться от личного имущества и семьи, жить в трудах, бедности и молитвах, беспрекословно подчиняться руководителю монастыря аббату (в переводе с арамейского — отец). Они вместе молились, а в остальное время им полагалось трудиться. Все монахи считались братьями во Христе.
Монастырь обычно был отделён от внешнего мира стеной. Центром монастыря служил дворик, из него вели входы в церковь, трапезную (столовую) и кельи (отдельные жилые комнаты монахов). К внутренней ограде примыкал хозяйственный двор с мастерскими, амбарами, конюшнями, птичником; далее располагались сад, огороды, грядки с лекарственными травами. На территории монастыря устраивали помещения для приёма даров, для раздачи милостыни и приют для странников. При больших монастырях постепенно появлялись больницы, которыми ведали монахи-лекари, а также школы, библиотеки. Кладбища обычно размещались возле церквей или даже в их оградах.
1 Монах в переводе с греческого — одинокий.
Макет монастыря Сен-Галлен. IX в.
Где, по вашему мнению, на этом плане находятся помещения монастыря, названные в тексте параграфа?
Во Франкском государстве было основано около 250 монастырей — мужские и женские. Убеждённые в силе церкви как посредника между Богом и людьми, христиане надеялись, что её служители своими молитвами избавят их от болезней, войн, неурожаев и других бедствий, которые Бог посылает за грехи1 людей. Нередко верующие завещали церкви или монастырю своё имущество, а там читали молитвы за упокой души завещавшего.
1 Грех — нарушение заповедей Божьих. Нераскаянный грех обрекает, но мнению христиан, душу умершего на вечные адские муки.
Монах пишет хронику событий. Миниатюра XI в.
У епископов и монастырей появилось много земель. Они старались поселить в своих владениях побольше людей. Постепенно в зависимость от церкви попадали целые деревни, население которых содержало монастырь и его обитателей. В монастыре были и слуги. Всё высшее духовенство состояло главным образом из представителей знатных семей.
4. Искусство рукописной книги. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
В монастырях создавались скриптории — мастерские по переписке рукописей. Переписка книг считалась делом, угодным Богу. Монахи переписывали не только религиозные книги, но и рукописи римских поэтов и философов, если эти книги не противоречили христианскому вероучению. Так до нас дошли многие произведения Античности. Но неугодные произведения уничтожались: старый текст смывали или соскребали и писали христианские тексты.
По своему виду и материалу средневековая книга отличалась от античной. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней Римской империи — свитком из пергамена1. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нём с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят.
1 Пергамен — специально обработанная кожа молодых телят или ягнят.
Инициал с автопортретом монаха
Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки — инициалы, вписывая в них целые живописные сцены — миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. К тому времени был выработан единообразный чёткий шрифт. Возродилось умение рисовать человеческие фигуры. На пергамене писали птичьими перьями.
Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребёнка, на свадьбу.
На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпляры красивых, огромного размера Библий в дорогих переплётах делали для соборов, их прикрепляли цепями — чтобы не украли.
Образование в эпоху раннего Средневековья
Для эпохи раннего Средневековья очень важными были понятия «образец», которому следовало подражать, и «авторитет», который нельзя было оспорить. Предполагали, что в каждой области знания есть авторитеты – мудрецы, в чьих книгах содержится истина: например, в диалектике – Аристотель, в поэзии – Вергилий и Гораций, в прозе – Цицерон. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Над лежало твёрдо следовать поучениям Отцов церкви, мыслителей и святых первых веков христианства: святого Августина, святого Иеронима и других. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость.
Науки квадривиума были слабо развиты. Счёт долго вёлся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание Из геометрии решали простейшие практические задачи, прежде всего необходимые для строительства. Астрономию использовали. чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.
В монастырской школе. Миниатюра XIV в.
5. «Семь свободных искусств». При монастырях, а позже при храмах и соборах в городах стали открываться соборные школы. В них деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы: на нём читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.
В полное школьное образование входило с античных времён изучение «семи свободных искусств»: наук тривиума и квадривиума. Тривиум — первая ступень — включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования — квадривиум входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» — богословие.
1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден. 2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству? 3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение. 4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри? 5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?
1. Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твоё крещение – наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви? 2. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей? 3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью? 4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему? 5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ. 6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.