§ 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

Когда Франция стала централизованным государством?

В 1598 г. во Франции был издан Нантский эдикт, и до 1685 г. в стране торжествовала веротерпимость. В эдикте провозглашалось: «Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства… без преследований, притеснений и принуждений…» Путь к Нантскому эдикту был длиной в несколько десятков лет.

Один король, но две веры. В конце XV в., когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн человек.

В начале XVI в. во Франции стал распространяться протестантизм. В стране появились французские переводы Евангелия, в храмах стали звучать молитвы на родном языке. Кто же сочувствовал протестантизму?

Во Франции были представители старинной знати, недовольные укреплением королевской власти, вспоминавшие времена своей независимости. Придворные, находившиеся у них на службе дворяне, придерживались тех же взглядов. Многие дворяне, обедневшие в результате революции цен, по примеру Германии не прочь были бы прибрать к рукам богатство церкви.

Под тяжестью налогов стонали горожане, ведь Франция вела разорительные войны с Карлом V — императором Священной Римской империи и испанским королём. А кто платил львиную долю налогов?

Многие настроенные независимо горожане Южной Франции, первые предприниматели стали гугенотами (так во Франции называли кальвинистов). Протестанты были и среди крестьян, недовольных сеньориальными и церковными поборами.

В результате к концу первой четверти XVI в. Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря — католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа, встревоженные тем, что раскол церкви создаст угрозу единству государства.

Если Север и королевский дом остались на стороне католической церкви, то Южная Франция стала протестантской.

Гугеноты вели себя активно. Они считали своим долгом обратить всех в «истинную» веру. Сначала гугеноты просто собирались на тайные собрания, распевали религиозные гимны, молились. Затем они перешли к активной борьбе против папы римского и его епископов. Хотя первые общины гугенотов в городах были невелики и разобщены, они рьяно взялись за дело. Сами создали тайные типографии, где печатали листовки с изложением учения Лютера и Кальвина, которые распространяли по всей стране. В 1534 г. такие листовки были обнаружены даже в личных покоях короля в Лувре. По всей стране гугеноты рассылали своих священников — пасторов.

Так Реформация проникла во Францию.

Первая кровь. В то время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне последние представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Родственник королей, всесильный герцог Франсуа Гиз, лидер католиков, в марте 1562 г. проезжал со свитой через местечко Васси, где в то время шло богослужение у местных гугенотов. Услышав пение протестантских гимнов, свита Гиза попробовала разогнать «еретиков», но встретила сопротивление. Тогда свита герцога с оружием в руках напала на мирных людей. Было убито более 20 и ранено около 100 человек. В Париже Гиза встретили как героя. Случай в Васси стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более 30 лет (1562—1598). В этой борьбе гугеноты получали помощь от Англии и протестантских князей Германии, а католики — от Испании.

Париж. Лувр

Если сравнивать правовое положение католиков и гугенотов, то бесправной стороной были последние. Начиная с 20-х гг. XVI в. они подвергались жестоким преследованиям. Ещё в 1523 г. впервые был сожжён протестантский проповедник. На стороне католиков были король, Париж и основная масса населения страны (многие простолюдины не доверяли гугенотам, так как среди последних было много дворян).

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа — Карл IX. Проблемы, стоявшие перед Францией, его не интересовали. В годы его раннего детства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи — властная, хитрая интриганка. Но её интриги и хитрости чаще всего были направлены на укрепление королевской власти и сохранение единства страны.

Путь беды. Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии, убивали гугенотов. Они не щадили ни женщин, ни детей. Имущество гугенотов сжигалось. Всё это не считалось грехом — ведь гугеноты были еретиками, следовательно, их надо было уничтожать.

Гугеноты были не так жестоки. Обычно в захваченных городах они разоряли католические церкви: крушили статуи святых, иконы. Не было от них пощады священникам и монахам. Женщин и детей чаще всего гугеноты не трогали.

В ходе религиозных войн протестанты вынудили королевскую власть пойти на уступки. В 1570 г. в Сен-Жермене был заключён мир и королём подписан эдикт примирения. Повсюду разрешалось протестантское богослужение. Гугеноты получили право наравне с католиками занимать государственные должности, в их владении было четыре крепости, в том числе порт Ла-Рошель. Но мир длился недолго.

«Кровавая свадьба». В междоусобные войны во Франции вмешивались Англия, Испания, нидерландские протестанты, немецкие солдаты, итальянские и швейцарские наёмники.

Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьба состоялась 18 августа 1572 г. По этому случаю в Париж съехались вожди гугенотов со своими свитами, их число достигло 20 тыс. человек. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их.

Сначала было совершено покушение на адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив. Екатерина Медичи испугалась мести гугенотов и решила нанести удар, тем более что парижское население было на её стороне. Слабохарактерного Карла IX убедили в необходимости уничтожения этих «вечных мятежников».

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) городское ополчение Парижа начало избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол — это был призыв к расправе. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли но улицам, а затем повесили на виселицу. Сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы.

Резня продолжалась 3 дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Всего было убито до 30 тыс. человек.

Генрих Бурбон спасся только потому, что перешёл в католическую веру. После этих событий протестантизм во Франции был запрещён.

В Мадриде и Риме известие о Варфоломеевской ночи встретили с огромной радостью и торжественно отпраздновали. Папа Григорий XIII велел изготовить медаль со своим портретом на одной стороне и с изображением ангела, держащего в руке крест и поражающего гугенотов, на другой. Испанский король Филипп II поздравил Карла IX и Екатерину Медичи, а своих подданных заставил распевать в храмах католический гимн «Те Деум» (лат. Те Deum Laudamus — Тебя, Бога, хвалим).

Сен-Жерменский эдикт был уничтожен.

Войны продолжались. Теперь восстание подняли жители Ла-Рошели и других городов, к ним присоединились дворяне-гугеноты.

Религиозные войны являлись огромным бедствием для Франции, фанатизм и нетерпимость привели к гибели десятков тысяч французов. Их жертвами станут последний король из династии Валуа Генрих III и лидер католиков герцог Гиз.

«Король, спасший Францию». После смерти Карла IX французская корона перешла к младшему из братьев — Генриху.

Генрих III правил страной 15 лет (1574—1589) и стремился добиться единства в государстве. Однако его нерешительность и слабость характера сделали это невозможным. Летом 1589 г. монах Жак Клеман смертельно ранил короля. После удара ножом Генрих III прожил ещё несколько часов и успел благословить на правление Францией Генриха Наваррского, но при этом заметил, что Париж не примет гугенота.

Генрих Наваррский, осторожный и хитрый политик, ставший французским королём Генрихом IV (1594—1610), тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта. «Париж стоит мессы», — сказал он, вторично перейдя в католическую веру. 27 февраля 1594 г. Генрих короновался в Шартрском соборе, 22 марта Париж открыл ворота королю.

Все свои силы, влияние, способности Генрих IV использовал для достижения компромисса между католиками и гугенотами. Он не стал преследовать католических вельмож, наоборот, осыпал их милостями. Чтобы прекратить религиозные войны и добиться единства страны, король в 1598 г. издал Нантский эдикт — документ, регулирующий политические и религиозные права гугенотов. И хотя католическая религия объявлялась государственной, в стране провозглашалась веротерпимость.

Генрих IV был первым королём в Новое время, который задачу создания сильного объединённого государства ставил выше вопросов религии.

«Добрый король». Генрих IV остался в памяти французов как «добрый», «славный» король. Чем он заслужил такую оценку?

При нём Франция закончила воевать с Испанией, он снизил прямой налог (талью) с крестьян. Король понимал, что, имея нищих подданных, страна не сможет создать сильную армию. Он запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот. Генрих IV покровительствовал развитию промышленности и торговли. При нём было открыто много королевских мануфактур. Как и Елизавета Английская, он участвовал в создании купеческих компаний. Говорили, что король обещал бедным крестьянам, что у каждого из них по воскресеньям в котелке будет вариться курица на обед. Это обещание не было выполнено, но религиозные войны и войны с Испанией закончились, налоги несколько снизились, народ стал жить лучше. Генриху IV удалось преодолеть вызванную религиозными войнами разруху. Вот и остался он в памяти народа «добрым королём».

Париж в начале XVII в.

Во время правления Генриха IV на его жизнь было совершено более двадцати покушений. Ревностные католики и иезуиты не успокаивались. В 1610 г. король был убит кинжалом фанатика-католика Франсуа Равальяка. После смерти слава Генриха IV возросла ещё больше, о нём слагали легенды, его прославляли и католики и гугеноты. Король стал гарантом внутреннего мира.

«Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства». После смерти Генриха IV знать сделала попытку ослабить королевскую власть. Корона перешла к малолетнему сыну Генриха IV Людовику XIII, от имени которого первое время правила его мать Мария Медичи. Её воли не хватало, чтобы противостоять знати, требовавшей от неё выгодных должностей и пенсий. Казна опустела, страна оказалась на грани катастрофы.

В такой обстановке первым министром короля в 1624 г. стал кардинал Ришелье. Он встал на путь реформ, суть которых выразил так: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства».

Первый министр поставил задачу уничтожить гугенотское государство внутри Франции. Королевская армия захватила Ла-Рошель. У гугенотов отняли их крепости, города, замки. Но религиозной свободы Ришелье не затронул. Нантский эдикт остался в силе.

Ришелье жестоко карал аристократов и смещал чиновников, если они проявляли своеволие. Он запретил дуэли между дворянами — проливать кровь надо за короля. Власть на местах передавалась чиновникам — интендантам. Они назначались правительством и ему же подчинялись. Чтобы пополнить казну, Ришелье поощрял развитие промышленности, торговли, судоходства. При нём Франция была втянута в Тридцатилетнюю войну. Французская армия становится самой сильной в Европе, об этом говорят её победы и присоединение к Франции небольших территорий в Эльзасе и Лотарингии.

Герцог де Ришелье 18 лет (до 1642 г.) держал в своих руках политику Франции и создал политическую систему абсолютизма, просуществовавшую 150 лет (до Великой французской революции).

Ришелье продолжил курс Генриха IV на укрепление и объединение страны, при нём не существовало религиозных гонений. Ему приписывают слова: «И гугеноты, и католики были в моих глазах одинаково французами».

Но, как часто бывает, во Франции не любили человека, вернувшего ей могущество. А Ришелье был предан своей стране, перед смертью он сказал: «У меня не было других врагов, кроме врагов государства».

Кардинал Ришелье

Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворяне и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством континентальной Европы.

1. Кто и почему сочувствовал протестантизму во Франции? Кто выступал за католическую церковь? 2. Как действовали гугеноты? 3. Назовите причины религиозных войн во Франции. 4. Подумайте, чем были вызваны события Варфоломеевской ночи. На кого возлагается ответственность за эти действия? 5. Используя материал параграфа и документ, расскажите, какими путями Генрих IV добился примирения католиков и гугенотов. Определите значение Нантского эдикта. 6. Выделите и запишите в тетрадь мероприятия Генриха IV, обеспечившие успех его правлению.

1. Докажите, что религиозные войны принесли бедствия Франции и французскому народу. 2. Сравните деятельность Елизаветы Тюдор в Англии и Генриха IV во Франции. 3. Как вы понимаете слова кардинала Ришелье: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства»? 4. Дайте оценку деятельности кардинала Ришелье. В каких литературных произведениях она описана? Если вы читали эти произведения, вспомните, как вы оценивали действия кардинала. Изменилась ли ваша оценка сейчас?

Нантский эдикт (фрагмент)

Генрих, милостью Божией король Франции и Наварры, всем присутствующим и имеющим явиться – привет. Этим вечным и неотменным эдиктом мы объявили и повелели следующее:

…VI. Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии, противное их совести…

IX. Мы разрешаем также всем, придерживающимся названной религии, продолжать исповедовать её во всех городах и подчинённых нам местах, где она была введена… несмотря на все противоречащие этому постановления и судебные решения…

XXII. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приёме учеников в университеты, коллегии и школы, а больных и бедных – в госпитали и учреждения общественного призрения…

XXVII. …Мы объявляем, что все, кто исповедует или будет исповедовать так называемую реформированную религию, имеют право занимать и отправлять все общественные должности – королевские, сеньориальные или городские – в нашем королевстве и подвластных нам провинциях… и могут быть принимаемы и допускаемы к нам без различия…

Дан в Нанте, в апреле 1598 г.

Выделите положения, дающие гугенотам равные права с католиками.

Ришелье. Политическое завещание (фрагмент)

Когда Вы, Ваше Величество, решились предоставить мне одновременно и доступ в Ваши советы и оказать значительное доверие в ведении Ваших дел, то я могу удостоверить, что гугеноты разделяли государство с Вашим Величеством, что вельможи вели себя, как если бы они не были подданными Вашего Величества, а наиболее могущественные губернаторы провинций вели себя, как будто они были государями в своих должностях… Я могу сказать, что каждый измерял свою заслугу своей дерзостью…

Я могу ещё сказать, что иностранные союзы находились в пренебрежении; интересы частные предпочитались государственным; одним словом, достоинство Вашего Величества было столь унижено и столь отличалось от того, каким оно должно было быть, по вине тех, кто имел тогда главное управление Вашими делами, что почти невозможно было признать его…

Я обещал Вашему Величеству всё своё искусство и весь авторитет, который Вам угодно было дать мне, чтобы сокрушить партию гугенотов, сломить спесь вельмож, привести всех подданных к исполнению их обязанностей и поднять Ваше имя среди иностранных наций на ту ступень, на которой оно должно находиться…

Все политики согласны с тем, что. если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей. Они основываются на том, что, имея меньше знаний, чем другие сословия государства… народ едва ли оставался бы верен порядку… если бы он не был до некоторой степени сдерживаем нуждою.

Разум не позволяет освобождать его от каких бы то ни было тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчинения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобождён от податей, вообразил бы, что он свободен и от повиновения. Его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы…

Я говорю, что дворянство надо рассматривать как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упрочению…

Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо, когда они поступают хорошо, но нужно быть с ними строгим, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их рождение. Я без всякого колебания говорю, что те, кто, отстав от доблести предков, уклоняются от того, чтобы служить короне шпагой и жизнью… заслуживают быть лишёнными выгод своего происхождения и принуждены нести часть бремени народа.

Ввиду того что честь для них должна быть дороже жизни, их следует карать скорее лишением первой, нежели последней.

Оцените значение деятельности Ришелье для Франции ХVII столетия.

Подведём итоги

В XV—XVI вв. были сделаны Великие географические открытия, европейцы вышли в Мировой океан. Старые представления о мире сменились более достоверными знаниями. Подтвердились предположения учёных и путешественников о шарообразности Земли. Великие географические открытия укрепили веру человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы; они нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества — зарождающееся индустриальное и традиционное.

Торговые пути изменили своё направление, и началась «атлантическая» эра европейской экономики. Оживилась предпринимательская деятельность.

Великие географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй.

Складываются абсолютистские государства, имеющие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. Абсолютизм в границах государств оказался способен сдерживать разрушительные войны «всех против всех».

Появление национальных государств совпадает с развитием капитализма. Оживление в XVI—XVII вв. в европейских странах внутренней торговли, создание международных торговых компаний, банков и бирж, рост городов — всё это свидетельствовало об успехах в развитии рыночного хозяйства.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Происходит зарождение капиталистического хозяйства, основанного на частной собственности, свободных рыночных отношениях и применении наёмного труда. Постепенно разрушается традиционный хозяйственный уклад, наряду с ремесленным производством развивается мануфактура.

Дух предпринимательства преобразует и общество. Увеличивается численность и богатство предпринимателей-капиталистов. Значительная часть городского населения работает по найму — это наёмные рабочие.

В деревне хоть и медленнее, но тоже происходят большие изменения: крестьяне в большинстве своём стали лично свободными, среди них идёт процесс имущественного расслоения. Наряду с дворянством, ведущим хозяйство по старинке, традиционными методами, уже появились новые дворяне, связанные с рынком, использующие труд батраков, — это сельские предприниматели.

XVI—XVII века — время, когда очень быстро, по сравнению со Средневековьем, происходит рост знаний о человеке, природе и обществе. В эпоху Возрождения совершился великий поворот к человеку, вырос интерес к земной жизни, возникло стремление показать уникальность, неповторимость каждого человека. Учение гуманистов утверждало признание в человеке единства телесного и духовного начал, радостное восприятие жизни, учило деятельному отношению к миру вместо пассивного созерцания. Критическое отношение к действительности и любознательность способствовали рождению новой науки. На этой основе складываются новые представления о Вселенной, рождаются новые философские методы исследования природы — сочетание теории (разума) и практики (опыта).

Начавшаяся в XVI в. Реформация положила конец единству католической церкви. «Только вера делает человека праведником», — заявляют основоположники Реформации. Они считают, что единственным источником веры является Священное Писание и каждый верующий может сам его истолковывать. Сторонники Реформации выступают против верховенства папы римского. Учение Кальвина о Божественном предопределении рождает новую мораль, способствующую успехам трудовой деятельности. Европа раскололась на два лагеря — католический и протестантский.

В XVI—XVII вв. в европейских странах в недрах традиционного общества зарождаются черты общества современного.

Вопросы и задания к главе I

1. Назовите основные итоги Нового времени в XVI—XVII вв. 2. Подумайте, почему именно в конце XV — начале XVI в. стали возможны Великие географические открытия. 3. Какие новые черты в экономической жизни общества позволяют говорить о зарождении капиталистического хозяйства? 4. Как вы считаете, почему деятелей новой культуры называют гуманистами, а время, когда возникла и развилась новая культура, — Возрождением? 5. Какое явление в жизни общества получило название «Реформация»? Как повлияла Реформация на духовную, политическую и экономическую жизнь общества? 6. Обсудите с одноклассниками: можно ли раннее Новое время считать временем разложения традиционного общества и зарождения общества современного? Свою точку зрения подтвердите фактами.

Творческие работы и проекты

Групповой творческий проект «Модная Европа (XVI— XVII вв.)». С помощью дополнительной литературы, интернет-ресурсов соберите информацию о том, как одевались и как выглядели люди разных социальных групп в европейских странах. Сопроводите свои модели описаниями, оформите проект.

Информационный проект «Титаны Возрождения». С помощью дополнительной литературы, интернет-ресурсов соберите сведения о выдающихся деятелях эпохи Возрождения, их жизненном пути, особенностях их творчества, ваших любимых произведениях. Проведите в классе конференцию, на которой вы представите результаты вашей деятельности.

Исследовательский проект «Реформация — революция в сфере сознания». Учёные считают, что революция — это коренной перелом в жизни общества или в отдельных сферах жизни общества. Проанализируйте идеи выдающихся деятелей Реформации. Систематизируйте информацию об изменениях, которые происходили в жизни церкви, в обществе под влиянием Реформации. Сделайте вывод, почему учёные называют Реформацию революцией.