§ 11. Средневековая деревня и её обитатели

Глава IV

Феодалы и крестьяне

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневекового мира?

К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. С середины XI до конца XIII века в передовых странах своеобразие эпохи проявилось особенно ярко. Это было время расцвета средневекового общества.

Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе стоял монарх (единоличный правитель) король, в более мелком государстве — князь, граф или герцог.

Привилегии и обязанности господ и крестьян оформлялись обычаями, писаными законами и установлениями. Отношения между феодалами были закреплены в феодальном праве (комплексе законодательных установлений и обычаев). Так было по всей средневековой Европе. Феодальное право регулировало также отношения между господами и зависимыми крестьянами. Например, крестьянская община была вправе не подчиниться сеньору, если он требовал налог больше предусмотренного. Хотя крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, они были связаны с господами договорными отношениями. Такие личностные отношения в виде договоров и клятв-обязательств — примечательная особенность западного Средневековья.

Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

Из кого образовался класс зависимых крестьян?

1. Господская земля и крестьянские наделы. В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае — господина). К IX—X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов. Возникла феодальная вотчина1, или поместье, — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесённый оградой, а позднее — замок. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары феодала. Работая в своём хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах и лошадях собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

2. Феодал и зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности (принудительные обязанности).

Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. Барщиной называли все работы крестьян в хозяйстве помещика: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброк — долю продуктов своего хозяйства (зерно, скот, птицу, яйца, сало, мёд), а также изготовленные ими изделия (полотно, кожи, пряжу, а в ряде случаев и деньги).

1 Вотчина («от отца») наследственное земельное владение феодала.

Крестьяне готовятся к работе на господской земле. Миниатюра XIV в.

Чтобы заставить крестьян исправно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Господа имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами. За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость).

Самым тяжёлым было положение лично зависимых крестьян. Чаще всего потомки прежних рабов не только не владели своей землёй, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь. Феодал мог потребовать от такого крестьянина дополнительную работу.

Сеньор наблюдает за работой крестьян.

Средневековая миниатюра

Какие работы выполняют крестьяне, изображённые на миниатюре? Какие ещё крестьянские работы изображены на с. 90—93? В каком порядке они происходили в течение года?

Крестьянский двор. Миниатюр XIV XV вв.

Орудия труда крестьян

3. Крестьянская община. Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы. Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезали крестьянам в разных местах, создавая чересполосицу; тогда приходилось перебираться через участки соседей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинаковыми зерновыми культурами. На сельском сходе крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озёра и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами урезали общинные угодья, запрещая крестьянам пользоваться ими. Феодалы даже требовали, чтобы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов), за что брали особые поборы. Всё это было тяжело для крестьян.

Община поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры.

Сев. Миниатюра 1480 г.

Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить установленные размеры повинностей.

4. Как жили крестьяне. Деревни в то время насчитывали обычно 10—15 и лишь очень редко — около 30 дворов. В каждом дворе, кроме жилища, были хозяйственные постройки; к двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник. Пашни и покосы располагались отдельно.

Крестьянский дом строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из брёвен или местного камня, крыли соломой, дёрном или камышом. Потолка не было. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил через отверстие в крыше или открытую дверь, поэтому стены были черны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стёкол на ночь закрывали деревянными ставнями.

Повинности зависимых крестьян (вилланов) Нормандии

(отрывок из поэмы середины XIII века)

Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор. Затем должны они чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой. Наступает август. Вилланы должны жать хлеб, собирать, отвозить. И вот подъезжает он к амбару, где берут с него штраф, если он потерял хоть один сноп, упавший с воза в поле или на дороге.

А потом подходит сентябрьский день, когда надо нести поросят. Если у виллана восемь поросят, то он берёт двух наилучших. А сверх того, надо приложить по монете за каждого поросёнка из оставшихся. Затем идёт пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого. Если виллан выдаёт дочь замуж за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину.

После этого пора отправляться за дровами в лес. Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора, виллан должен заплатить ещё и за выпечку своего хлеба.

1. Какие обязанности крестьян, упомянутые в тексте, относятся к оброку, какие – к барщине? 2. Какие ещё дополнительные платы и ограничения были у крестьянина? 3. Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян своё хозяйство? 4. Как вы считаете, насколько тяжело жилось крестьянам?

Жатва. Миниатюра 1480 г.

Обстановка дома состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, сундука для хранения праздничной одежды: её наживали годами и передавали по наследству. Спали на широкой кровати или на скамьях, которые покрывали набитыми сеном тюфяками. Еду готовили в чугунном котелке, который подвешивали на железном треножнике над огнём в очаге.

5. Труд крестьян. В отличие от рабов крестьяне уважали свой тяжёлый труд и высоко ценили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее внимание обращалось на умелость, сноровку, трудолюбие и сметливость будущего члена семьи. Чувства молодых редко принимались во внимание.

Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми орудиями труда, которые получали в наследство от отцов и дедов: плугом, бороной, граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру.

Средневековая еда

Обычной пищей крестьян были вареное зерно – болтушка или каша, капуста, бобы, репа, лук и другие овощи, козий сыр. съедобные травы, реже ели мясо и рыбу. Картофеля, кукурузы, помидоров Европа тогда не знала. Не знала и сахара – его заменял мёд. Из мёда, винограда и ягод приготовляли напитки – медовуху и вина, а из ячменя – различные сорта пива. Господа питались обильнее и разнообразнее: постоянно ели мясо, коровье (сливочное) масло, дорогую рыбу; в пищу щедро добавляли пряности, употребляли много хорошего вина и пива. Не брезговало хмельными напитками и духовенство. Именно в монастырях в Средние века научились изготовлять и продавать крепкие настойки и ликёры на 80-100 травах. Рецепты их приготовления хранились в секрете.

Обмолот. Миниатюра 1480 г.

Пастух. Миниатюра 1480 г.

Изготовление вина. Миниатюра 1480 г.

Крестьяне сами строили жилища, делали мебель и предметы быта; крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи.

В крестьянском хозяйстве преобладали домашняя птица и мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов, коров, лошадей было мало, так как зимой для них не хватало корма.

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая — церкви; и только малая его часть оставалась для пропитания семьи. Запасов не было. Урожай зависел не столько от стараний крестьянина, сколько от погоды. Заморозки и засухи, длительные дожди и насекомые-вредители губили посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. К тому же эпидемии тысячами уносили в могилу ослабевших, истощённых людей.

Множество людей погибло также в ходе Великого переселения народов, междоусобиц и нападения врагов. Поэтому в первые столетия Средневековья население Европы почти не возрастало. После Великого переселения народов население стало заметно увеличиваться; распахивали новые земли, появились тысячи новых деревень.

6. Натуральное хозяйство. Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, мастерицы — ткани, одежду. Всё необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине.

Покос. Миниатюра 1480 г.

Приходилось приобретать только привозные соль и железо, выменивая их на продукты у бродячих торговцев или на ярмарках. Чтобы иметь деньги для покупки оружия и предметов роскоши, феодалы старались продать часть запасов продуктов или заставить крестьян платить оброк деньгами, продавая свои продукты и изделия.

Но продать было нелегко — ведь во всех соседских вотчинах производили примерно одно и то же, а ездить по дальним рынкам крестьянин не мог. Поэтому у феодалов редко водились наличные деньги, крестьяне же их почти не имели.

Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

1. В чём состояла власть феодала над зависимыми крестьянами? 2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались? 3. Что заставляло крестьян объединяться в общину? 4. Расскажите о жизни крестьян по плану: а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища. 5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжёлой? 6. Какое хозяйство называется натуральным? 7. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян». 1

1. Опираясь на текст параграфа, начертите план феодального поместья. 2. Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерёшь шкуру, того не пострижёшь дважды». В чём её смысл? 3. Чем отличались средневековые зависимые крестьяне от римских рабов? Почему они неодинаково относились к своей работе? 4. Чем власть феодала над зависимыми крестьянами отличалась от власти рабовладельца над рабами? 5. Почему в то время было неизбежно господство натурального хозяйства? 6. Поразмышляйте, сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне. Если да, то какие?