§ 10. Культура стран халифата

Что изучали в школах Западной Европы и Византии в раннее Средневековье?

Каких высот в науках достигли византийские учёные?

1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока.

Изделие арабских ремесленников

Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы были частными. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны1 и шариата. При наиболее известных мечетях2 в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе.

Многие знатные люди желали иметь в своём окружении выдающихся поэтов, учёных, знатоков Корана. Писатели и учёные жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные учёные.

В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи.

2. Наука. «Важнейшее украшение человека — знание», — говорили арабские учёные.

VIII—IX века можно было назвать арабе ким Возрождением. Тогда на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских учёных. Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне.

1 Сунна собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.

2 Мечеть (от арабского «масджид» — место поклонения) — мусульманский храм.

В Багдаде был основан «Дом мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости».

В VIII—IX столетиях арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабски ми, проникли в Европу, стали общепринятыми во всём западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звёзд на небе. Учёный аль Бируни (973—1048) из Средней Азии высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и кратко излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

В большом почёте у арабов была география. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий учёный Ибн Сина (980—1037) (в Европе его называли Авиценна) — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой учёных». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своём знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

Арабский ковёр с узорами. XIII в.

 

 

 

 

Арабский корабль. Миниатюра XIII в.

С помощью сведений учебника предположите, что мог перевозить этот корабль и куда он мог плыть.

 

 

В арабской аптеке. Миниатюра XIII в.

Что могли продавать в этой аптеке?

3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки, рассказы об удивительных путешествиях и приключениях, смешные истории. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Ещё до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспевали смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покорённых народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь вечные вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке — фарси.

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг и денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

Главное здание мечети — четырёхугольный молитвенный зал, открытый во двор.

Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и лёгких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом в сторону Мекки и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя — муллы, или имама.

Резьба в Альгамбре в Гранаде. XIV в.

 

 

 

Чем украшались стены зданий в арабской архитектуре?

Мечеть Омара в Иерусалиме. Конец VIII в.

Внутреннее убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Нол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; иногда стены расписаны лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор — вязь из букв. Изображения не только Аллаха, но и всех живых существ в исламе запрещены. Около мечети возводили минареты — высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

Мечеть в Кордове.

Какие части мечети, описанные в тексте, можно найти на фотографиях на с. 82—83?

 

Минарет мечети в Кайруане. Тунис. IX в.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для учёных средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счёта, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звёзд, научились у них чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.

Сочинение Авиценны по медицине, переведённое на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.

Мусульманское искусство повлияло на архитектуру, моду и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоёванную арабами Испанию. Многие труды древнегреческих учёных и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам. 1 1

1. Почему арабский язык называли «латынью Востока»? 2. Какое положение занимали учёные в арабском обществе? Как это повлияло на развитие Арабского халифата? 3. Назовите имена прославленных учёных и писателей мусульманского мира. Какие открытия и изобретения арабских учёных вы используете и в повседневной жизни, и в учёбе? 4. Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания? 5. Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети.

1.Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии? 2. Какое явление в истории Западной Европы VIII—IX веков учёные назвали, как и арабское, Возрождением? Подумайте, почему учёные применили одинаковое определение для этих культурных эпох. 3. Рассмотрите изображения арабских построек и объясните, каким образом достигается их красота. 4. Сопоставьте изображения христианской церкви и мечети: в чём вы видите общие черты, чем они различаются? 5. Выясните у родителей или знакомых, есть ли мечети в вашем городе. Если есть, то соберите сведения: когда они построены, по чьим проектам, каковы их художественные особенности.

Подведём итоги

Вы узнали, что:

в VI — VII веках на Аравийском полуострове проживали племена бедуинов и проходили караванные торговые пути;

• в VII веке в Аравии возникла новая религия ислам;

• в результате арабских завоеваний возникло огромное государство — Арабский (а затем Багдадский) халифат;

• в Арабском халифате ценилось образование, существовала высокоразвитая наука, литература, искусство, велось масштабное строительство;

• европейцы переняли от арабов ценные научные знания и культурные традиции.

Вопросы и задания к главе III

1. Почему ислам стал мировой религией? 2. Каково было влияние ислама на развитие Арабского халифата? 3. Какие народы, кроме арабов, вторгались в VIII-X веках на территорию Западной Европы? 4. Заполните сравнительную таблицу «Империи раннего Средневековья в период расцвета».

Вопросы для сравнения Империя Карла Великого Византийская империя при Юстиниане Арабский халифат при Харуне ар-Рашиде
Когда достигла расцвета?
Какую территорию занимала?
Какие народы населяли?
Какова была государственная религия?
Вопросы для сравнения Империя Карла Великого Византийская империя при Юстиниане Арабский хал и фат при Харуне ар-Рашиде
Как управлялась?
Какие цели ставили перед собой правители?
Каковы были их основные военные противники?
Какими достижениями прославилась?

По окончании работы подведите итоги: выделите черты сходства и различия в развитии империй, которые вы сравнивали. 5. Какими изобретениями и открытиями, сделанными арабами или распространёнными благодаря им, человечество пользуется до сих пор? 6. Расположите в хронологической последовательности события истории арабов в VI-XI веках: а) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра); б) завоевание Багдада турками-сельджуками; в) правление Харуна ар-Рашида; г) вторжение арабов на Пиренейский полуостров. 7. Чем прославился Ибн Сина (выберите правильные ответы): а) написал более ста научных трудов; 6) написал поэму «Шахнаме»; в) догадался, что Земля движется вокруг Солнца; г) описал признаки различных болезней?

Творческие работы и проекты

Исследовательский проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник». Изучите текст сказок «Тысячи и одной ночи» (например, цикл о Синдбаде-мореходе) с точки зрения той исторической и географической информации, которая в них содержится. Вылепите, что могут рассказать сказки об образе жизни людей, их ценностях, отношении к иноземцам, об особенностях арабской культуры и религии. Можно ли считать сказки достоверным историческим источником? Изложите свои выводы.

Групповой творческий проект «Дворец халифа». С помощью художественных альбомов, интернет-ресурсов изучите особенности арабской каллиграфической письменности, виды орнаментов в мусульманском искусстве, наиболее традиционные цвета. Представьте, что вы средневековые художники, которые получили заказ на создание и украшение дворца халифа или повой мечети при его дворе. Обсудите и начертите план здания. Разделите между членами группы отдельные элементы работы и нарисуйте эскизы украшения здания. Оформите работу и разыграйте в классе её представление халифу.