§ 1. Технические открытия и выход к Мировому океану

От Средневековья к Новому времени

Объясните название «Средние века» (Средневековье).

Понятие о Новом времени. Вы уже знаете о жизни людей в эпоху Средневековья. В те времена люди жили в условиях традиционного общества. В таком обществе духовные ценности, образ жизни, организация трудовой деятельности передаются почти без изменений от поколения к поколению в течение длительного времени. В нём преобладает сельскохозяйственное производство, в котором занято почти всё население; господствует натуральное хозяйство; существует сословное неравенство, закреплённое законом; личность полностью подчинена обществу (государству); неограниченная власть принадлежит обожествляемому монарху; органы власти и управления регулируют общественную и культурную жизнь в соответствии с традициями. Одним словом, люди живут так, как жили их предки.

В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история. В этот период происходит постепенное разрушение традиционного общества. Сам термин «Новое время» появился впервые среди гуманистов в Италии в XV в. Для них новым временем, временем расцвета интереса к античному наследию, светской литературы и искусства стала их современность. Люди хотели подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов» (явления, происходящего не только в Италии, но и в других странах Европы). Что же дало им повод для такого противопоставления?

Вчерашние люди Средневековья обратились к достижениям древней античной культуры, их стали интересовать человеческие, земные радости. Вместо постоянной заботы верующего о мире вечном (загробном) на первый план выходит стремление к жизни земной и к посмертной славе. Зарождалось новое видение мира. Но прежде всего усилился интерес к человеку, ибо только он «наделён разумной душой». Европейцы стали чаще покидать родные места и даже отправляться в неизведанные края, и не только по соображениям хозяйственной выгоды, но и из одного только любопытства, интереса к неизвестному.

Огромные изменения происходят и в хозяйственной жизни, на смену натуральному хозяйству приходят рыночные отношения.

История Нового времени и Новая история — синонимы, обозначающие в современной науке исторический период с конца XV — начала XVI в. Однако по вопросу конкретных дат начала Нового времени среди учёных существуют разные точки зрения. Здесь называются 1485 г. — конец Войны Алой и Белой розы и начало правления Тюдоров в Англии; 1492 г. — открытие Колумбом Америки; 1517 г. — начало Реформации. Но в любом случае это рубеж XV—XVI вв. — время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Начало Новой истории не имеет точной даты: числа, месяца, года. Нельзя назвать какое-либо конкретное событие и воскликнуть: «Наступило Новое время!» Переход от Средневековья к Новому времени шёл постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества — его мировоззрении, культуре, экономической и политической жизни, повседневности — существовали рядом с сохранившимися чертами традиционного общества. Завершается Новое время в начале XX в.

В XVI—XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники начинается уже в XIX в., который назовут индустриальным (от лат. industria — деятельность), и общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами будет развиваться техника.

В этом году вы станете изучать Новую историю от начала XVI до конца XVIII в.

Человек Нового времени. В чём же заключалась новизна? Как мы отмечали, уже в XV в. в Западной Европе начался закат Средневековья. Господствующее традиционное общество претерпевает значительные изменения и постепенно разрушается.

Ещё в XII в. в одной из французских книг приводилось четверостишие:

Молиться — клирика удел.

У рыцаря иных нет дел,

Как чтить других и защищать.

Крестьянам надлежит пахать.

Такое сословное общество считалось незыблемым.

Однако в реальности уже в эпоху Средневековья сословный строй был более сложным: в нём появляется новый тип личности — человек, который почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности, способность принимать решения и нести за них ответственность. Это и был человек Нового времени. Чаще всего эти люди происходили из незнатных слоёв общества — из среды разбогатевших крестьян, ремесленников, купцов. Были среди них и представители городской верхушки — юристы, банкиры, а также небогатые дворяне. Всех их, столь разных по происхождению, объединяло одно — желание разбогатеть. Они говорили: «Богатство должно сделать нас свободными и независимыми, оно должно привлечь к нам друзей, сделать нас уважаемыми и знаменитыми». Для достижения этой цели следовало проявить активность, начать делать что-то самому — заняться торговлей, предпринимательством, поступить на государственную службу, в армию — одним словом, принять решение и добиться его осуществления. Такие люди обладали предпринимательским духом, не боялись рисковать. Среди них были и те, кто стремился разбогатеть, а затем отойти от предпринимательской деятельности, «уйти на покой», вложить деньги в банк и жить на проценты. Но уже тогда появился слой предпринимателей, чей образ мыслей наиболее полно раскрывают слова немецкого купца и банкира Якоба Фуггера: «Я хочу наживаться, пока могу».

Что связывает нас с Новым временем. Новая история охватывает сравнительно недавнее прошлое. Жизнь людей этого времени можно изучать не только по данным археологических раскопок и древним летописям, но и по сохранившимся памятникам материальной и художественной культуры, окружающим нас в повседневной жизни. Облик современных городов чаще всего формировался в Новое время, оттуда же берут своё начало окружающие нас предметы домашнего обихода, некоторые образцы нашей одежды, мебели.

В Новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наши дни. Тогда же были написаны первые конституции.

Многие произведения писателей Нового времени вы изучаете или будете изучать на уроках литературы, многие из них экранизированы, их сюжеты легли в основу известных фильмов, которые вы могли видеть. Картины и скульптуры этой эпохи близки вам и понятны.

Этот учебник познакомит вас с важнейшими событиями начала Нового времени. Каждая его страница — это рассказ о жизни людей. Что-то покажется вам интересным и достойным подражания, что-то — жестоким и пугающим, а какие-то события и поступки позволят извлечь уроки для себя. Читая учебник, постарайтесь выделить в нём главное, а возникшие у вас вопросы обсудите с учителем, одноклассниками и родителями.

1. Когда и в связи с чем появился термин «Новое время»? 2. Почему нельзя считать какое-либо конкретное событие началом Нового времени? 3. Укажите хронологические рамки Нового времени. 4. Какие явления свидетельствуют о кризисе традиционного общества в XVI в.? 5. Какими чертами обладал человек Нового времени?

1. Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества? Для ответа используйте прочитанные вами художественные произведения, кинофильмы, интернет-ресурсы и другие источники. 2. Обсудите в классе: что связывает современных людей с Новым временем? 3. Поработайте в парах. Отберите информацию из учебника о качествах человека Средневековья и Нового времени. Определите наиболее характерные качества. Дайте оценку двум типам личности. Могли бы вы подружиться с человеком Средневековья? с человеком Нового времени? Объясните почему.

Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

Позднее Возрождение, Великие географические открытия и Реформация ознаменовали переход к Новому времени. Как эти события повлияли на экономическую и политическую жизнь европейских государств? Как изменились общество, взгляды и повседневная жизнь европейцев?

§ 1. Технические открытия и выход к Мировому океану

Какие технические открытия и изобретения были сделаны в период расцвета Средневековья? Как эти открытия влияли на жизнь людей?

Вы уже знаете, что Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведёт свой отсчёт Новое время. Но для того чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения: должны были появиться новый человек, новые знания и новые технические возможности.

Новые изобретения и усовершенствования. Человек искал новые источники энергии, столь необходимые для развития производства. Уже в XVI в. изобретатели создавали простейшие механизмы, приводившиеся в движение силой воды или ветра. Одним из наиболее распространённых источников энергии были ветряные мельницы. Энергия, производимая мельничным колесом, применялась в кузнечном деле, с её помощью валяли сукно, мололи муку, пилили брёвна, приготавливали бумажную массу, обрабатывали кожу, измельчали руду и т. д.

Издавна европейцы привыкли пользоваться древесным углём. Из-за этого в районах горнодобычи и металлургии к XVI в. резко уменьшились площади лесов. Но со временем люди научились добывать и применять каменный уголь, центром добычи которого в начале XVII в. стала Англия.

Многие технические изобретения основывались на применении винта. В XVI в. изобрели токарный станок, освоили литьё винтов из бронзы. Винтовой пресс применялся в книгопечатании и изготовлении монет.

Из курса истории Средних веков вы знаете о появлении книгопечатания, которое сделало возможным более широкое распространение знаний. Книги издавались с иллюстрациями, спрос на них увеличивался. Выпускалась техническая литература. Самым известным стало сочинение гуманиста Георгия Агриколы «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах». Желающие могли приобрести серию «руководств» с гравюрами об устройстве различных механизмов.

Типография XVI в. Гравюра по рисунку И. Страдамуса

Определите, какое участие в издании книги принимают изображённые на гравюре работники типографии.

Ещё в XV в. печатались книги античных мыслителей: Аристотеля, Птолемея и др. — по географии и астрономии. Аристотелю, например, принадлежала идея проложить западный путь в Индию. Он писал: «Протяжённость моря между крайней точкой Испании и территорией Индии невелика и может быть преодолена в несколько дней». В книге Эратосфена указывалось, что если держаться одной широты, то можно с Пиренейского полуострова попасть в Индию и по пути могут встретиться обитаемые материки.

Печатались труды и флорентийского учёного, географа и астронома Паоло Тосканелли, глубоко убеждённого в шарообразности Земли и выдвинувшего идею о возможности достижения Индии западным путём взамен восточного (вокруг Африки). В его работах утверждалось, что если отплыть из Европы на запад, то через пять недель можно достичь Японии, а затем Китая и Индии. Эти книги сыграли большую роль в подготовке Великих географических открытий.

Многие изобретения были связаны с горнорудным производством. На шахтах и рудниках для откачки воды применяли насосы (помпы). Со временем шахты становились всё глубже (от 200 до 800 м), и откачка воды требовала работы до шестисот человек. Революцию в горном деле произвело изобретение ворота, что позволило использовать колесо диаметром 10 м, приводившееся в движение водой. При его помощи по очереди поднимали из шахт в бадьях руду, а в кожаных мешках воду. Такое колесо обслуживали всего два человека. Эти машины приводились в движение конной тягой или силой воды.

Кузница с водяным двигателем. Гравюра XVI в.

Большая водоподъёмная машина. Гравюра XVI в.

В XVII в. на шахтах стали взрывать породу, а руду вывозить на вагонетках, движущихся по деревянным рельсам.

Многие изобретения с трудом находили себе дорогу в жизнь, встречая сопротивление цехов, боявшихся конкуренции. Кроме того, применение разных приспособлений противоречило мировоззрению средневекового человека, его убеждённости в том, что работать нужно следуя традициям отцов и дедов. Такие представления господствовали в Европе до середины XVII в.

Новые виды вооружений. Усовершенствование и распространение новых видов вооружений привело к тому, что в конце XV в. тяжеловооружённые конные рыцари становятся невостребованными. Всё большую роль в боевых действиях начинает играть пехота.

Успехи в металлургии (строительство домен, достигавших 3—4 м в высоту, с механизмами, приводимыми в действие водяным колесом) позволили перейти к производству литых орудий, которые были прочнее кованых. Наряду с бомбардами, стрелявшими каменными ядрами, стали производить и пушки — орудия с длинными стволами, стрелявшие железными ядрами. Со временем пушки стали устанавливать на морских судах.

На дорогах Европы в XVI в. можно было увидеть картину: запряжённые цугом лошади тащили пушку, повёрнутую стволом назад. Вес самых крупных орудий доходил до 16 т, а диаметр ядра — до 70 см. Такой была «королева бомбард» «Бешеная Грета». Артиллерийские орудия вызывали и интерес, и ужас.

Развивалась артиллерийская наука. Итальянский математик Тарталья рассчитывал траектории полёта снарядов и давал советы мастерам-литейщикам.

Изобретатель пороха и нечистая сила. Гравюра на дереве. 1554 г.

Но орудия были ещё несовершенны, заряжались они с дула и представляли опасность для орудийного расчёта не меньшую, чем для врага, так как бывало, что при выстреле ствол разрывался.

Первыми применили мушкет (фитильное крупнокалиберное ружьё) в 1521 г. испанцы, затем его взяли на вооружение и другие европейские армии. Мушкет заряжался с дула, в которое солдат закладывал порох и 8—10 пуль. Курок у мушкета был снабжён тлеющим фитилём и при спуске воспламенял порох.

Первые кремнёвые ружья также появились в XVI в. (вместо фитиля здесь применялся кремнёвый запал). Позднее к ним стали прикреплять штыки, научились делать удобные приклады. Для кавалерии создали короткоствольные ружья — карабины и пистолеты.

Огнестрельным оружием могли пользоваться профессионалы, поэтому всё чаще короли и императоры стали использовать наёмное войско, постепенно вытеснявшее рыцарские отряды и народное ополчение. Однако наёмники были ненадёжны, они могли перейти на сторону врага. Их верность зависела от вовремя выплаченного жалованья, а для этого королям нужно было много золота.

Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. В плаваниях моряки пользовались компасом и астролябией (прибором для определения широты и долготы), а главное — к этому времени появились новые конструкции парусов и кораблей. Длительные путешествия стали возможны только благодаря появлению каравелл — нового типа хорошо управляемого судна, достигавшего 30 м в длину, 8 м в ширину и имевшего осадку 3 м. Хорошее управление достигалось тем, что наряду с квадратным парусом, обеспечивавшим высокую скорость, каравелла оснащалась и косыми (латинскими) парусами, дававшими возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Такое судно имело достаточные помещения для экипажа (несколько десятков человек) и хранения запасов пресной воды и пищи. Несколько позже появляется более крупное судно — галион, ещё лучше приспособленное к длительным плаваниям через океан.

Картографы стали изготавливать карты с более точно нанесёнными на них очертаниями Европы, Азии и Северной Африки. На карты наносились широты. Особенно большой вклад в развитие картографии внесли португальцы, создававшие навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (отсюда и название навигационных карт — портолан), встречающиеся на пути препятствия. В картах делается попытка определить расстояние и дать другую информацию, например глубину моря. Создал свою карту и Паоло Тосканелли, на ней был проложен морской путь из Лиссабона в Индию.

Новые изобретения и технические усовершенствования позволили европейцам расширить знания о Земле, совершить Великие географические открытия.

Почему манили новые земли. Уже в XIII—XIV вв. среди европейцев усилился интерес к дальним странам и народам, что объяснялось рядом причин. Росли города с их торговым и ремесленным населением, набирала силу международная торговля. Интерес к дальним странам усилился после Крестовых походов, в результате которых, как вы знаете, сложились прочные торговые связи со странами Востока, откуда арабские купцы привозили в Европу предметы роскоши и пряности. Перец и гвоздика были очень дороги — буквально на вес золота. Их давали в приданое дочерям, ими вместо золота можно было расплатиться при любой сделке. Если о ком-то хотели сказать, что он очень богат, то говорили: «Этот человек — мешок с перцем!»

Часовая мастерская. На стенах – часы с гирями. Гравюра по рисунку И. Страдануса. 1570 г.

Для покупки этих товаров нужны были деньги, много денег. Л их в Европе в ту пору недоставало: драгоценных металлов добывалось мало, известные месторождения золота и серебра были к тому времени почти истощены. При этом значительная часть благородных металлов переходила в руки посредников — арабских купцов, поскольку Европа покупала больше, чем продавала. Стремление получить золото, необходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневековья в Европе всеми — дворянами, купцами, бюргерами.

Образовывавшиеся в конце XV — начале XVI в. централизованные государства имели возможность снаряжать и финансировать далёкие заокеанские путешествия. Кроме того, в районе Средиземноморья ощущалась перенаселённость. Часть европейцев проявляла готовность покинуть родные земли, где для них не было места. Среди них были и те, кого коснулся дух предпринимательства.

В XV в. европейской торговле с Востоком через Средиземное море препятствовала сильная Османская империя. Но ни европейские монархи, ни дворяне, ни купцы не собирались отказываться от прибыльной (она приносила 700—800% дохода) торговли с Востоком.

Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека, стремление к распространению христианства делали осуществимыми самые смелые планы. Так возникла мысль проложить морской путь в Индию.

Лидер — Португалия. Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, стали Испания и Португалия. Португалия — маленькая страна на самом краю Европы, западные границы которой омывались Атлантическим океаном. С давних времён португальцы плавали вдоль северного побережья Африки, делая попытки проникнуть дальше на юг. Вдоль берегов Португалии проходил морской путь из Средиземного в Балтийское и Северное моря. Страна имела удобные порты, куда заходило много судов из разных государств. В портовых городах жили моряки и корабельных дел мастера, знакомые с судостроением и навигацией. Недаром о жителях Португалии говорили, что «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин — капитаном». Португальцы мечтали о завоевании Африки и её сокровищ, в 1415 г. им даже удалось захватить марокканскую крепость Сеуту, но продвинуться в глубь континента они не смогли — на пути лежала непроходимая пустыня.

Генрих Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. И всё же именно португальцам принадлежит честь первых исследователей Африки.

С именем Генриха Мореплавателя, принца Энрике (1394—1460), младшего сына португальского короля, связана организованная эпоха географических открытий. Увлечённый мореплаванием и географией, он стал вдохновителем Великих открытий XV в. Замысел Энрике на первый взгляд был прост — по океану доплыть туда, куда невозможно добраться по суше. Но простота была лишь кажущейся, на пути исполнения плана имелись многочисленные препятствия: страх португальских моряков, никогда в плаваниях не уходивших далеко от берега, недостаток точных карт и навигационных инструментов, несовершенство судов. Обладая блестящими организаторскими способностями, инфант собрал вокруг себя самых известных путешественников, людей из самых разных слоёв общества, ставших его единомышленниками. Принц основал в Сагрише военный порт, обсерваторию и школу картографии.

Посланные Энрике моряки, исследуя Атлантический океан (европейцы называли его «море Мрака»), открыли остров Мадейру, часть Азорских островов, острова Зелёного Мыса и Канарские. В 1445 г. португальцы достигли крайней западной точки африканского континента — Зелёного Мыса. Вскоре им удалось открыть побережье Гвинейского залива, богатое золотом и слоновой костью. Моряки скупали у местных вождей не только эти товары, но и чернокожих невольников, которых стали перевозить в Европу и продавать на невольничьих рынках.

Сам Энрике лишь один раз в жизни пересёк на корабле Гибралтарский пролив, отправляясь на завоевание Сеуты, и больше в море не выходил, но получил почётное прозвище Мореплавателя за то, что посвятил свою жизнь организации морских экспедиций, открывших его маленькой стране путь на Восток.

Открытие Атлантического океана

Вокруг Африки в Индию. Уже после смерти Генриха Мореплавателя в 1471 г. португальцы достигли экватора, в 1480-х гг. открыли устье реки Конго и исследовали побережье Юго-Западной Африки.

Оставалось совсем немного для того, чтобы обогнуть континент. Это великое событие, открывшее перед португальскими мореплавателями просторы Индийского океана, произошло в 1488 г., когда экспедиция Бартоломеу Диаша (1450—1500) во время бури была отнесена далеко к югу в океан. После бури Диаш направил корабли на восток, но берега всё не было. Суда ещё раз поменяли курс — теперь уже на север: так они достигли восточного побережья Африки в Индийском океане. Диаш хотел продолжать экспедицию и достичь Индии, но матросы, измученные полугодовым плаванием, взбунтовались и отказались плыть дальше.

Далеко выступающий в море мыс на юге Африки Диаш назвал мысом Бурь, но позднее португальцы переименовали его в мыс Доброй Надежды. Португалия рассчитывала обрести господство над Индийским океаном.

Одиннадцать лет спустя другой португалец — Васко да Гама (1469—1524), снарядив четыре корабля, вышел из лиссабонского порта 8 июля 1497 г. После восьмимесячного плавания вдоль берегов Африки с помощью опытного арабского лоцмана Васко да Гама привёл свои корабли в индийский порт Каликут. Три месяца провели португальцы в Каликуте. Нагрузив корабли пряностями, экспедиция отправилась в обратный путь. Только через два года вернулась она на родину. На обратном пути погибло два корабля и более половины экипажа. Однако доход от доставленного в Португалию груза пряностей в 60 раз превышал средства, затраченные на организацию экспедиции. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует. В своём соперничестве с Испанией Португалия вырвалась вперёд.

Европейцы вышли в Мировой океан, но это были первые шаги. Самые большие открытия ещё предстояли.

1. Выпишите термины: а) обозначавшие новые виды оружия; б) использовавшиеся в мореплавании. 2. Какое из изобретений, описанных в параграфе, вы считаете самым важным, для того чтобы европейцы смогли отправиться открывать новые земли? 3. Перечислите причины Великих географических открытий в последовательности, которая, на ваш взгляд, соответствует их значимости. Свою точку зрения аргументируйте. 4. Пользуясь картой, расскажите об экспедициях португальцев вдоль западного берега Африки и открытии морского пути в Индию. Укажите значение этих событий. Проложите маршруты этих путешествий на контурной карте.

1. Выберите одну из иллюстраций к параграфу и объясните, какие новшества представлены на рисунке. 2. Как вы думаете, почему автор гравюры «Изобретатель пороха и нечистая сила» (1554) считает, что изобретатель пороха связан с нечистой силой? 3. Почему европейцев манили новые земли? Какие слои населения, по вашему мнению, были заинтересованы в открытии новых земель? Почему именно португальцы были первооткрывателями? 4. Проведите в классе дискуссию, достоин ли принц Энрике почётного прозвища Мореплавателя. Сколько аргументов за или против было приведено в ходе вашего обсуждения? 5. Сравните экспедиции Бартоломео Диаша и Васко да Гамы. Какие события, обстоятельства, действия капитанов похожи?

Педру Нуньес. Трактат в защиту морской карты (фрагмент)

Вполне очевидно, что открытие новых берегов, островов, континентов не было делом случая; наши мореплаватели отправлялись в путь хорошо подготовленными, они располагали инструментами, были знакомы с астрономией и геометрией. Они знали всё, что должны были знать, как об этом пишет Птолемей в первой книге своей «Географии». Они брали с собой карты с точным указанием румбов, это уже не были карты древних, которые знали лишь двенадцать ветров и путешествовали без компаса. Поэтому они и пускались в путь только при попутном ветре в корму, шли вдоль берегов, насколько это было возможно. О плавании древних по Индийскому морю можно прочитать у Птолемея. Наши карты отличаются от их карт.

Знание каких наук было необходимо для успехов мореплавания? В чём автор документа видит преимущество мореплавателей — своих современников перед мореплавателями — современниками Птолемея?